Своё 80-летие Московский планетарий встречает в состоянии затяжной реконструкции, начатой в 2002 году (после того как восемь лет здание простояло просто так). До августа 1997 года сюда ещё ходили на занятия школьники. С тех пор посвящённые и непосвящённые делятся воспоминаниями и спорят, как оно будет, когда он вновь откроет двери.
Там, высоко-высоко
Что такое планетарий, если говорить резко? Всего лишь прибор, который можно купить, скажем, за 4490 рублей (модель называется «Глаз из космоса 3809»). С помощью этого прибора можно проецировать звёзды, например, на потолок, менять их положение в соответствии с датой и временем и т.д. Правда, не будет никакой подготовки к походу в лекторий, никто не расскажет громко, в микрофон о том, как полетел первый спутник… Но всё же это вариант. Ведь звёзды нужны людям. Иначе зачем некоторые наклеивают на потолок специальные обои, которые мерцают «светилами» в темноте? Точно ведь, что ненастоящие. А всё равно завораживают.
Каждый знает, что звезда — это раскалённый шар. Но это ещё и абсолютно лишённая каких-либо выдающихся качеств точка на небе, которую можно наполнить любым содержанием: легендами, анекдотами, присказками. К тому же из них складываются Медведицы и Орионы. «Шерлок, а почему я вижу звёзды?» — «Элементарно, Ватсон! У нас спёрли палатку!» «Глядя на звёзды, можно улучшить зрение». «Это романтично и тянет к неизвестности, ты понимаешь, насколько всё в этой жизни относительно». «Мне звезда упала на ладошку, я её спросил, откуда ты». «Когда люди смотрят на звёзды и они находятся далеко друг от друга, то в этот момент они вместе!!! Давай встретимся сегодня в 22:00 возле Большой Медведицы!» Стоп-стоп, а вот: «Все мы живём в канаве, но некоторые из нас смотрят на звёзды» (Оскар Уайльд).
Поэтому, для того чтобы завораживаться ночным небом, не нужно небо настоящее — достаточно планетария. Сесть в кресло, послушать глас учёного божества. Астрономия — эффектная наука для людей с воображением. Плутон открыли при помощи математических расчётов. И достаточно назвать одно лишь расстояние до Проксимы Центавра, чтобы у кого-то замерло сердце.
Идеологические рифмы
Главный планетарий — это не просто объект для «популяризации естественнонаучных знаний в области космоса». Это ещё и одно из детских воспоминаний давнего жителя Москвы. Метро «Баррикадная», рядом зоопарк. И обсерватория, откуда в телескоп можно смотреть на планеты, пятна на Солнце и Луне. И звёзды.
Мы, живущие в пору, когда уже никто и не собирается становиться космонавтом (миллионеры и поп-звёзды не в счёт), не можем чётко осознать, что это такое — эпоха, когда человек не то что не выходил в космос, но даже и не запускал туда собак и маленькие кометообразные шарики. Архивная хроника демонстрирует, как люди в стране, где не везде ещё горит электрический свет, смотрят на купол. И видят действительно тот самый. Большой и огнезвёздный. И Маяковский пишет в том же 1929 году: «Говорит папаше дочь: «Попроси устроить ночь. Очень знать нам хочется, звёздная Медведица, как вам ночью ходится, Как вам ночью ездится!» «Завнебом, пальчиком ведя, покажет звездомедведя». И, разумеется, резюмирует, удачно и партийно рифмуя: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий».
Здание построили чуть более чем за год: 23 сентября 1928 года заложили первый кирпич, а следующей осенью уже провели первую лекцию. Планетарий в советской прессе именовался звёздным театром, коим он по сути и являлся для большинства зрителей. В голодной России нашлось золото, на которое власти решились купить в Германии необходимый аппарат. И народ шёл толпами посмотреть на вымышленные звёзды, на которых ещё не начали проводить политику диктатуры пролетариата. И слушали простые на просвещённый взгляд лекции: «Был ли сотворён мир в шесть дней?», «Земля — шар», «Строение Вселенной».
Надо заметить, что в тот момент планетариев на планете было всего 13. Первый открыли за четыре года до московского в Мюнхене. Сам аппарат немецкая фирма Zeiss впервые представила в августе 1923 года (после войны компания была поделена на две части, как и Германия, а также потеряла монополию на производство небесных проекторов).
Чем обычно завлекали в планетарий советских граждан? Все астрономические явления за 40 минут. Звёздное небо с поверхности Луны. Соответствующая музыка. Фото астрономических объектов. Выставка осколков метеоритов. Поход в обсерваторию с телескопом. И лекции от живых людей. Лектор указывает на объект на небе, словно достаёт до него рукой.
В принципе звёзды так и не стали ближе, остались загадкой. И в тридцатые. И даже в 1950—1960-е с их гонкой между СССР и США, Лайкой, «Спутником», Белкой, Стрелкой (в компании с кроликом, 42 мышами и двумя крысами — все выжили), Юрием Гагариным и Германом Титовым, Нейлом Армстронгом и Эдвином Олдрином.
В 1939 году количество тем увеличилось уже до 40, появилось множество других приборов, обсерватория. За сезон планетарий посещало до 100 тыс. человек. Здесь же работали Королёв и Цандер, школьники ходили в астрономический кружок. Одним из них был будущий Кир Булычёв. До войны успели даже поставить несколько театральных пьес (а после открыли Планетарский художественный театр эстрадных миниатюр).
Во Вторую мировую планетарий закрывали один раз — на два месяца. После здесь в обстановке строжайшей секретности готовились первые космонавты.
Смотрите в телескопы и тоже открывайте
В 1977 году герой нашего рассказа получил от Zeiss новый аппарат — он позволял, записав на плёнку речи, звуки и команды для управления приборами, показывать автоматизированные аудиовизуальные программы. В 1990 году публику допустили до большого телескопа. Годом ранее открыли Фантастический театр. 14 июля 1994 года здание закрыли на ремонт…
Сейчас в России осталось около 40 планетариев. Работающих. В Москве можно посетить московский комитет по образованию и Культурный центр Вооружённых сил РФ , при которых работают небольшие планетарии. Как бы факультатив (в 2004 году астрономию исключили из обязательной школьной программы, включив её в курс физики, да и новых учителей астрономии давно уже нет).
Наверное, каждый планетарий может рассказать свою показательную историю выживания. В Ярославле здание планетария вернули РПЦ, а культурно-образовательный центр имени Валентины Терешковой ещё не построен — значит, переезжать некуда. В Петербурге планетарий открылся в 1959 году — работают там за «свои» деньги, гордятся тем, что показывают слайды настоящего звёздного неба.
В США на 100 тыс. человек приходится один планетарий. На смену оптическим давно уже пришли цифровые планетарии с суперкомпьютерами (правда, в СНГ они до сих пор мало распространены). При желании можно поставить надувной шатёр и заманивать туда клиентов на ярмарках. Бизнес остаётся прибыльным.
В мае прошлого года банкротом стало ОАО «Московский планетарий». С долгом в 1,7 млрд рублей. Сейчас у звёздного театра сменилась управляющая компания . Закончить постройку всё же обещают. Говорят, будет музей об истории изучения звёзд, об астрономических приборах и истории строительства планетариев, зал космических аттракционов, учебно-научный комплекс помещений с научной библиотекой, кафе-бистро, ресторан, бар и летнее кафе, зал Show Scan с имитатором виртуальной реальности, подземная стоянка автомобилей и торговые площади.
Самым удивительным всё же остаётся вопрос: как же вот так сумел перебить всю романтику период первоначального накопления капитала, но не сумел правильно ей распорядиться? Ведь смотрели же люди на статичные слайды, и атмосфера царила правильная, почти космическая. Видимо, космические технологии и желания человека развивались быстрее, чем советские планетарии. Теперь поход сюда должен быть своего рода инфотейнментом — с едой, сувенирами, удобным паркингом, объёмным звуком и картинкой. Возможно, кого-то это впечатлит до такой степени, что он найдёт способ стать астрономом.
Или накопит столько денег, сколько необходимо для посещения орбитальной станции «Мир».
Правда, звёзды там всё равно не станут ближе. И даже когда в 2035 году мы доберёмся до Марса — тоже.
Читать @chaskor |