Не следует путать микрогосударства с карликовыми государствами, непризнанными республиками, анклавами, эксклавами и т.п. Микрогосударства от перечисленных категорий отличает прежде всего их маргинальность, эксцентричность, полное отсутствие признания в каких-либо странах мира и нередко даже отсутствие потребности в нём.
Также отличительный признак микрогосударства — нередко оно организуется одним человеком, семьёй или какой-либо социальной группой, при этом национальный, конфессиональный или территориальный момент идентификации исключается напрочь.
В Океании и Австралии сложились все условия для существования таких государств. Местное население чётко усвоило выгоду от сепаратистского поведения местных родоплеменных элит, которое далеко не всегда было обусловлено этническими мотивами. В результате параллельно с национально-освободительными процессами в Океании появились первые прецеденты создания микрогосударств в Австралии. За период с 60-х годов прошлого века на территории Австралии с переменным успехом функционировало целых одиннадцать микрогосударств, причём основная причина такого микросепаратизма — «откосить» от грабительских, по мнению резидентов этих территорий, налогов и квот на сельскохозяйственную продукцию. Различные романтические и экстравагантные мотивы — уже только во вторую очередь.
В Океании реализованных эпизодов создания микрогосударств меньше, видимо, в силу меньшего налогового гнёта, но от этого тема актуальность не теряет. Центробежные тенденции всё равно нарастают, и количество непризнанных государств на этой территории будет всё равно увеличиваться. Тем более что история практики микрогосударств, хоть и не такая богатая, как в Австралии, но в островной Океании тоже имеется. В первую очередь, это Республика Минерва и Республика Молоссия (точнее говоря, её островные территории, основная часть республики находится в американском штате Невада). Менее известны Доминион Мельхиседека (хотя в финансовой среде и Интерполу он известен хорошо) и Королевство Энен-Кио. Наиболее экзотический вариант — самопровозглашённое и существующее только на бумаге Соединённое Королевство Океании. Правда, в отличие от Доминиона Мельхиседека и Королевства Энен-Кио, игры в «объединённую Океанию» пока остаются только играми и для общества не опасны. Ещё один экзотический вариант — Соединённое Королевство Атлантис, несуществующее государство на несуществующих островах, правда, на сей раз деятельность фиктивной страны вызвала жгучий интерес Интерпола.
Традиции учреждения самозваных микрогосударств в Океании давние. Ещё в 1827 году британский капитан, шотландец Джон Клунис-Росс вместе с семьёй самовольно занял группу безымянных островов в Индийском океане на границе с Тихим океаном. Однако официально в собственность семейства Клунис-Росс острова были оформлены только в 1886 году, когда потомки капитана получили дарственную на острова от королевы Виктории. Впоследствии острова были названы Кокосовыми. Частной собственностью острова были до 1978 года, хотя Австралия фактически управляла ими с 1955 года. В 1978 году один из потомков шотландского капитана, Джон Сесил Клунис-Росс продал острова Австралии за 4,75 млн долларов. Таким образом, прецедент уже есть. Последователей тоже хватает.
В первую очередь следует выделить безобидные и некриминализированные государственные образования, такие как Минерва и островные территории Молоссии. Республика Минерва была организована на искусственно намытом острове в 1972 году. Работы велись на деньги миллионера из Лас-Вегаса Майкла Оливера, который для этой цели создал синдикат под названием Ocean Life Research Foundation, посредством которого в проект было привлечено 100 млн долларов, были открыты офисы в Нью-Йорке и Лондоне. В общем, проект на то время был разрекламирован очень даже широко. Оливер собирался строить на острове либертарианское общество без налогов, субсидий или других форм экономического вмешательства. Экономика острова должна была базироваться на туризме, торговле и лёгкой промышленности.
В итоге на рифе Минерва в Тихом Океане был намыт искусственный остров. Уже в 1971 году начались работы по насыпке песка, который доставлялся баржами из Австралии. В 1972 году была принята декларация о независимости Минервы, президентом был избран Моррис Дэвис. Реакция соседних государств на это событие была незамедлительной, уже через несколько дней представители Австралии, Новой Зеландии, Тонги, Фиджи, Науру, Западного Самоа, Островов Кука собрали внеочередное совещание по этому вопросу, на котором король Тонги Тауфаахау Тупоу Четвёртый объявил искусственный остров неотъемлемой частью этой страны. Ситуация грозила международным скандалом, она обсуждалась в 1972 году на Южно-Тихоокеанском форуме, в конце концов учредитель по-быстрому «отморозился» от президента Дэвиса. Но Дэвис не остановился. В 1982 году он предпринял вылазку вместе с группой граждан США на остров, сумел закрепиться там и на соседних рифах, однако через три недели их оттуда выгнали части регулярной армии государства Тонга (оказывается, у них ещё и армия есть). После этого провала туда никто из американцев больше не совался, однако отдельные личности, объявлявшие себя королями, князьями Минервы и т.п., всё-таки находились.
В настоящий момент три стороны претендуют на искусственный остров. В первую очередь это, конечно, государство Тонга, которое формально не владеет островом, эта сторона, по сути дела, узурпировала свой сюзеренитет над территорией. Две другие стороны — это княжество Минерва во главе с князем Кальвином, уроженцем американского штата Южная Каролина, и государство Фиджи, которое тоже считает Минерву своей территорией. По большому счёту, в территориальном споре Фиджи и Тонги речь может идти о рифе Минерва в целом, не только о намывной территории.
Что касается морских территорий Молоссии, то они находятся под водой. Молоссия имеет права только на небольшой клочок моря над этой зоной, однако правительство Молоссии приглашает дайверов посетить их подводные владения. Учитывая, что Молоссия — туристический объект на территории США и исправно платит налоги в федеральный бюджет, нетрудно догадаться, почему до сих пор на их владения никто не позарился. А владельцам дайв-центров это пример, как надо делать бизнес. Правда, погружаться туда можно из-за очень большой глубины только в специальном оборудовании, но это не беда — батискафы у правительства Молоссии на всех найдутся.
Дальше уже следуют менее безобидные самопровозглашённые государства. Взять, например, Королевство Энен-Кио, которое претендует на управление островом Уэйк, принадлежащим США. Отличие этого сепаратизма в том, что тут имеет место апелляция к местному наследию хотя бы в форме названия: «Энен-Кио» переводится с одного из местных языков как «Остров оранжевого цветка». Идеологи Энен-Кио представили кучу доводов в пользу того, что остров Уэйк и ряд прилегающих территорий — их наследство. На эти заявления, которые делались главным образом в Сети, власти США никак не реагировали до поры до времени: мол, кучка сумасшедших развлекается. Но когда стало известно о случаях продажи несуществующим королевством паспортов, тогда ФБР стало принимать меры. Выяснилось, что авторство мистификации принадлежит гражданину США Роберту Муру, который был немедленно объявлен в розыск. Против него было заочно возбуждено уголовное дело за мошенничество. В розыске он находится до сих пор, при этом периодически пишет в интернете, что он не продавал паспорта, а делали это другие люди, чтобы опорочить его августейшую особу. Продолжается вся эта трагикомедия с 1998 года.
Вторая вымышленная монархия в районе Маршалловых островов — Доминион Мельхиседека. Первоначально, как только это «государство» объявило о себе, власти США и Маршалловых островов думали, что оно связано с Энен-Кио. Впоследствии оказалось, что нет. Однако паспортами Доминион Мельхиседека тоже торговал. Во главе мошеннического коллектива стояли отец и сын, отец на настоящий момент уже умер, сын жив и здоров, находится в розыске. Доминион Мельхиседека продавал и несуществующие оффшорные зоны на несуществующих островах, при этом у покупателей не возникало желания даже поискать упомянутые острова на глобусе. Доминион Мельхиседека существует и до сих пор, позиционируя себя как религиозное государство наподобие Ватикана, только со смесью трёх религий: иудаизма, христианства и ислама. Родиной своей и духовной столицей Доминион провозгласил Иерусалим. Доминион считает своей неотъемлемой частью атолл Таонги на Маршалловых островах, остров Мальпело, принадлежащий Колумбии, и ещё ряд прилегающих к этой территории островов, а также часть Антарктиды.
Несмотря на заявления представителей Доминиона, что он признан Центральноафриканской республикой и рядом других государств, никто в действительности его не признал. Единственным официальным лицом, которое повелось на эту аферу, стал один из племенных вождей на Маршалловых островах, который простодушно объявил по австралийскому телевидению, что он готов отдать Доминиону атолл Таонги в лизинг на 50 лет. О дальнейших юридических последствиях такого высказывания для самого вождя ничего не известно, равно как и о судьбе вождя. А обманутых Доминионом инвесторов — более трёхсот. Хотя руководство Доминиона в своих заявлениях через интернет отрицает причастность к этим аферам, мол, от их имени действовали неизвестные мошенники. Однако факты таковы, что отец и сын Педли, учредители несуществующего государства, оба ранее судимы за мошенничество.
Третье мошенничество вокруг несуществующего государства началось в 2004 году и продолжается по сей день. Государство называется Атлантис, возглавляет его Шейх Якуб Аль-Шейх Ибрахим. «Атланты» пошли в своей наглости намного дальше, чем два выше перечисленные мошеннические государства. В 2004 году делегация Атлантиса приехала на Палау во главе с шейхом Якубом. Добившись аудиенции у президента Томми Ременгесау, шейх предложил выгодный кредит в 100 млн долларов под 2% годовых в обмен на признание и дипломатические отношения. У президента Палау хватило ума взять время на размышление. Когда же специалисты из администрации президента страны поискали по координатам, предоставленным делегацией, местонахождение государства, они признаков суши там не нашли — только океан. Естественно, на Палау разразился скандал местного значения. Вскоре через Интерпол удалось установить, что шейх — никакой не шейх, а гражданин США, числящийся в розыске за мошенничество в особо крупных размерах. США потребовали от Палау выдачи гражданина, однако того, естественно, и след простыл. В настоящий момент Атлантис притих, сайт «государства» не работает. Однако известно, что «шейха» не нашли.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Непризнанные государства.
- Родезийская война в Антарктиде.
Брайдон предъявил России территориальные претензии. - Не хочешь платить налоги — становись князем.
Как Австралия проиграла войну Хатт-Риверу. - Последними смеются сепаратисты .
Не решив косовской проблемы, Международный суд создал новые. - Процесс пошел.
Мировое сообщество так и не выработало единых критериев для решения проблемы непризнанных государств .