Подписаться на обновления
16 июняВоскресенье

usd цб 64.4326

eur цб 72.6993

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   вторник, 23 октября 2012 года, 15:40

А еще «комедия» называется
Фестиваль «Сезон Станиславского» продолжается, но в Москве уже показали некоторые наиболее ожидаемые спектакли смотра - в том числе новые постановки Някрошюса и Додина.


Сцена из спектакля "Божественная комедия" //menofortas.lt
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Со зрителем в поддавки Някрошюс не играет и избыточным, неуместным, никчемным «почтением» к классике не отличается - его уважение к выдающимся произведениям именно и заключается в том, что он, и сам выдающийся художник, ведет с ними и с их покойными авторами диалог на равных. Просто книга в «Божественной комедии» - не источник вдохновения и не материал для театральных метафор, а самодостаточная художественная и, если угодно, философская категория.

«Божественная комедия», театр «Мено Фортас», реж. Эймунтас Някрошюс («Сезон Станиславского»)

С ненавязчивостью студенческого этюда осваивает Някрошюс поэму, к которой даже и просто по-читательски боязно подступаться - и не только собственно текст становится предметом его внимания, но и его материальный носитель, то есть книга как объект: на авансцене - два одинаковых тома Данте, с разноцветными закладками-стикерами. Главных героев в спектакле тоже два - Данте и Вергилий. Прочие персонажи составляют кордебалет, а точнее, бессловесный хор из недавних выпускников Вильнюсской консерватории - студенческий, студийный, школярский дух присутствует в постановке неслучайно, и многие моменты решены через музыкально-пластические зарисовки с использованием приемов из репертуара КВН (если в Литве еще помнят, что это такое - надеюсь, что нет). Из «хора» порой выделяются индивидуализированные персонажи, некоторые из которых по сей день на слуху и узнаваемы, как, например, Паоло и Франческа. Другие знакомы лишь по именам, как античные мудрецы, обитатели лимба. Но все они, так или иначе, проходят фоном, на котором разыгрывается метафизическое путешествие поэтов из разных эпох по единому условно-театральному, бутафорскому аду.

Пишущие о театре журналисты уже привыкли к тому, что актёры у Някрошюса не могут сформулировать смысл своего высказывания — просто объяснить, за какую правду бьются их персонажи. Всегда это «очень тонко» и «надо понимать». И всегда разговор сводится к любви. Хотя любви у героев Някрошюса нет и быть не может, потому что этот режиссёр принадлежит к «надмирным» философам типа позднего Льва Толстого, заворожённого идеей смерти и бессмысленности бытия, не тёплого и не сочувствующего маленькому человеку.

Вергилий, в спектакле Вергилиус (древнее индоевропейское окончание существительных мужского рода, которое было и в латыни, из современных живых языков сохранили литовский и латышский) для Данте становится намного больше, чем проводником через запредельный мир. По отношению к нему он выступает в той же функции, что в других спектаклях Някрошюса последних лет: Яго - по отношению к Отелло, Мефистофель - к Фаусту, Рогожин - к Мышкину. И в этой функции - множество разных, парадоксально сочетающихся аспектов: двойник и антагонист, спутник и наставник, искуситель и покровитель. Данте порой кажется совершенно беззащитным, есть эпизод, где Вергилий играет на нем, буквально, водя смычком по его голове. Однако взаимоотношения внутри пары тоже противоречивы, иногда герои меняются ролями. Впрочем, эта пара и все остальные аналогичные не существуют без третьей стороны, женского образа, поэтически-возвышенного, трагического, чуть ли не эфемерного - в данном случае Беатриче (aka Дездемона, Маргарита, Настасья Филипповна). По-настоящему же инфернальным в литовской «Божественной комедии» оказывается не Вергилий, в нем как раз много сугубо человеческих черт, а некий «почтальон» с коробками на санках, который время от времени вклинивается в поэму с историческими справками о Данте, его эпохе и персонажах «Божественной комедии». В финальном эпизоде третьего действия, когда Данте и Беатриче, встретившись, слово прирастают подошвами к сцене и не могут окончательно воссоединиться, «почтальон» как бы «пересылает» их поцелуи.

Мистерия «Божественной комедии» Някрошюса разворачивается в антураже подчеркнуто игровом: тиары из цветной бумаги, потиры из фольги, а Вергилий в третьем действии набрасывает на плечи сорванную кулису, и заворачивается в нее, как в плащ. Сочиненная, а по большей части аранжированная Латенасом «адская» музыка складывается из искаженного мотивчика «Чардаша» Монти в первом акте, исполненного хором битловского «Let It Be» во втором, и музыкального лейтмотива, заимствованного из симфонии... Вот не помню, какой и чьей - кажется, вторая часть одной из симфоний Чайковского, но боюсь ошибиться. Но в этой театральности, этюдности, отчасти балаганной буффонаде (а юмора и самоиронии в «Божественной комедии» Някрошюса предостаточно), в последовательности экзерсисов, которая может показаться достаточно случайной (но если так, все равно остается только поминутно удивляться: скажем, когда огромный шар, мирно пребывающий в дальнем правом углу сцены на протяжении четырех с лишним часом, под занавес разделяется на две сферы) прочерчивается судьба героя в оранжевой рубашке. Никаких политических аллюзий в связи с Данте у Някрошюса искать не стоит. Хотя в поэме политических подтекстов для своей эпохи множество, но от них осталась лишь игрушечная, составленная из изящных белых макетов старинных зданий его родная Флоренция. Про него принципиально важно понимать всего несколько вещей. Во-первых, он живой человек среди мертвецов; во-вторых, его только формально ведет по миру мертвых Вергилий, на самом деле им движет любовь; и в-третьих, он - поэт, способный не только пройти определенный путь, но и воплотить свой опыт в слове.

На пресс-конференции в связи с открытием «Сезона Станиславского» Някрошюсу задали вопрос, сильно ли пришлось сокращать поэму при работе над спектаклем. Вопрос лишь на первый взгляд глупый, а на деле - вполне уместный. Еще более, чем обычно его постановки, немногословный режиссер, чтобы не говорить долго, заметил, что, конечно, сокращать пришлось, но при этом «текста в спектакле много». Для Някрошюса текста в его «Божественной комедии» действительно много. Но не думаю, что это связано исключительно с почтением к литературному первоисточнику или желанием поподробнее познакомить с ним зрителя. Со зрителем в поддавки Някрошюс не играет и избыточным, неуместным, никчемным «почтением» к классике не отличается - его уважение к выдающимся произведениям именно и заключается в том, что он, и сам выдающийся художник, ведет с ними и с их покойными авторами диалог на равных. Просто книга в «Божественной комедии» - не источник вдохновения и не материал для театральных метафор, а самодостаточная художественная и, если угодно, философская категория. Финал спектакля - Данте теряет Беатриче, теперь уже, видимо, окончательно, но остается с томом «Божественной комедии» в руках. Морис Бланшо в эссе («Пение сирен»), посвященном еще одному литературному герою, также спускавшемуся с загробный мир, писал: «Соединить в одном и том же пространстве Ахава и кита, Сирен и Улисса - вот тайное желание, которое делает из Улисса Гомера, из Ахава Мелвилла, а из мира, проистекающего из этого воссоединения, самый великий, самый ужасный и самый прекрасный из возможных миров, увы, книгу, ничего, кроме книги».

«Среди облаков», Меhr Theatre group, реж. Амир Реза Кухестани

За цветистым текстом на двух актеров в «Среди облаков» прорисовывается достаточно распространенная и характерная для современного европейского театра (а Кухестани и компания больше работает на Западе, но не отрываясь, так сказать, от корней) история нелегальных мигрантов. Магический реализм должен оттенять социальную проблематику: при переходе речки между Боснией и Хорватией женщина теряет мужа, и ожидая его в воде некоторое время, зачинает дитя. В «непорочное зачатие» ее родные, а их было много и утонули не все, разумеется, не верят. Но женщина прибивается к еще одному соплеменнику, у которого в бывшей Югославии есть работа и жилье, однако он вызывается сопроводить ее горными тропами дальше, в Италию, во Францию. Где несчастным иранцам «почему-то» не рады эти гнусные европейцы. Путешествие не заканчивается и на берегу Ла Манша - мужик, которому вроде и в Боснии уже было неплохо, решает отправиться, тоже нелегально, само собой, к другу в Англию через Ла Манш.

Почему у них везде друзья, с какой стати их должны радушно принимать в Англии, во Франции, в Италии? Что дает им право возмущаться, например, необходимостью постоянного освещения в лагере беженцев (полиции так проще следить за безопасностью, но «беженцы» недовольно и замазывают окна черной краской назло «врагам», к которым незванно, вообще-то, явились в гости)? Эти вопросы лучше вынести за рамки рассуждений о спектакле. Который, при всем минимализме, выполнен очень стильно. Три аквариума, один большой в центре и два поменьше по краям в глубине сцены, могли быть использованы и более активно - иногда исполнители в них окунаются и из них произносят свои монологи, но по большей части стеклотара простаивает впустую. В самый большой аквариум актриса лишь однажды выбросит кусок льда - символически обозначая случившийся у нее выкидыш, ведь она шла через перевалы беременная, рассчитывая, что с родившимся уже в Евросоюзе ребенком ей сразу дадут вид на жительство. Актриса Шива Фалахи сама по себе замечательная, свет выставлен, музыка подобрана - высокопрофессиональная работа.

«Без названия» А.Чехова, Ярославский драмтеатр им. Ф.Волкова, реж. Евгений Марчелли

Мне не очень близки сами принципы Марчелли, но я видел столько его спектаклей, что в новый вхожу с пониманием, что увижу и как это будет - уж очень все предсказуемо. Зная, что станут бегать по залу, пошел в бельэтаж, чтоб не задевали при беготне. И в самом деле: на протяжении первого действия туда-сюда носились и «официанты» в передниках с подносами, и главные герои, для которых приготовлялся «завтрак». Если долго играют при закрытом занавесе и лишь наполовину приглушенном свете - тоже понятно: под финал первого действия занавес распахнется и будет какой-нибудь припасен нехитрый, но эффектный на фоне общего однообразия и монотонности аттракцион - и точно: занавес распахнулся, за ним на пустой сцене - белый стол, уставленный разноцветными бутылками. Из кулисы в кулису ходит духовой оркестр, а перед самым антрактом - номер с пушкой, стреляющей цветными бумажками, и ворох бумажек (куда больше, чем пушечный заряд), падающий с колосников вместе с несколькими лифчиками.

В роли Платонова столь же ожидаемо выступает Виталий Кищенко, главный и постоянный актер Марчелли. Он и остальные суетятся, говорят наперебой, активно жестикулируют и взаимодействуют друг с другом физически, не нагружая жесты и прочие движения особым смыслом. Наряжены персонажи как участники карнавала, и не какого-то одного карнавала, а разных празднеств: кто в строгом костюме, кто в шортах, кто в летнем платье, кто и вовсе в костюме летчика. Женщинам Платонова у Марчелли можно подобрать, каждой, сегодняшнюю типажную характеристику: Анна Петровна - «стервь», Александра Ивановна - «девачка», ну а Софья Егоровна, конечно - «блондинко». Грубо обозначенные в первом акте «амплуа», во втором эти фарсовые маски спадают, открывая общую для всех героинь, хотя каждая со своей спецификой, женскую драму. Платонов, напротив, чем дальше, тем явственнее демонстрирует свое животное естество, во втором акте он уже и мочится на глазах у любовницы, и пробует прикуривать от школьного прибора для наблюдений за статическим электричеством, и даже хочет извлечь искру, натирая указкой книжные страницы. И в финале, когда он сначала теряет разум, а потом, уже подстреленный Софьей Егоровной, исполняет свою посмертную пляску курицы с отрубленной головой. Хотя все-таки и это решение мне кажется несколько искусственным.

«Три сестры» А.Чехова, МДТ, реж. Лев Додин

На вынесенном в середину первых рядов партера дощатом крыльце на фоне фасада с каждым следующим актом все ближе придвигающегося к авансцене дома с зияющими оконными проемами (стекла, ставни, рамы - отсутствуют) герои пьесы занимаются аутотренингом. Порой с ехидством, иронично, но большей частью всерьез, с надрывом, как и предполагает «русскый психологический театр», последним рыцарем которого остается Лев Абрамович.

Жизнь меняется, и ведущие руководители театров тоже понимают это. Тот же театр Додина очень сильно изменился за последние несколько лет. Посмотрите, сколько снимается Ксения Раппопрот, Лиза Боярская, Данила Козловский – а это звезды МДТ. Такую ситуацию невозможно было представить еще десять, даже пять лет назад. В мои годы артисту было страшно заикнуться о том, чтобы уехать на съемки, а сейчас просто подстраивают график репетиций и премьер… В чем гениальность Додина – он очень чутко реагирует на изменения внешних условий, и его театр за время существования постоянно претерпевал реформы во всем, что касается творчества, в отношении с артистами, в хозяйственном обустройстве, в товарно-денежных отношениях.

У такого театра должно быть (и в данном случае «должно быть» - сказуемое, а не вводное) много поклонников, но я вот при всем желании в их число не могу вписаться. Меня не увлекает, когда все обозначено с самого начала и дальше никак не развивается. Особенно, что касается главных героев, сестер и военных. Ощущение, будто двести, триста лет уже прошло и они все эти годы точно так же на крыльце просидели-проговорили: сестры выглядят ровесницами друг другу, Тузенбах (Курышев) и Вершинин (Семак) - тоже, равно Соленый и Чебутыкин. В первом акте что-то свежее несут в себе, как ни странно, инфантильный Андрей и простодушная Наташа, но во что превращаются уже ко второму акту его инфантилизм и ее простодушие, легко представить, и это тоже чересчур предсказуемо. Еще и ущербные, меченые - Родэ картавит, Соленый заикается, у Вершинина двойной шрам на щеке. Зато Анфиса и Ферапонт - аж вырви глаз, бедная нянька - как будто нарочно провинциальный драмкружок пародирует. Из десятков вариантов «Трех сестер», которые мне доводилось видеть, додинский ближе всего, не в обиду будь сказано, к арцибашевскому - навязчивостью общих решений (у Додина несчастная Ирина-Боярская мечется между Тузенбахом и Соленым, сердечное предпочтение отдавая почему-то последнему; у Наташи по словам Чебутыкина не просто «романчик с Протопоповым», а «дети от Протопопова», «оба ребенка от Протопопова»; сам Чебутыкин в финале, похоже, умирает под звон своих часов, наигрывающих «тарарабумбию»), и буквализмом частных (Соленый сравнивает себя с Лермонтовым - и тут же достает портреты Лермонтова для сличения; заговаривает про флакон духов - достает флакон и брызгает духами на руки), и грубостью средств: «ехал на ярмарку ухарь-купец» в чеховском контексте звучит в постановке МДТ если и поприличнее, чем «мягкие-пуховые сисочки у ей, у ей» в аналогичной ситуации 2-го акта версии Арцибашева, то разве что самую малость.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.