Подписаться на обновления
15 августаСреда

usd цб 66.7535

eur цб 76.2325

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   вторник, 26 мая 2015 года, 13:00

Нина Горланова: «Лишнюю свободу я сбрасываю в картины…»
Известная пермская писательница рассказывает, как попала со своими «наивными картиночками», нарисованными пальцами и спичками, в музейные коллекции


Нина Горланова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Автор десятков книг, лауреат многочисленных премий, величина в литературе безусловная и, можно сказать, незыблемая, уже в достаточно зрелом возрасте, неожиданно для всех, открывает для себя новую область самореализации и начинает активно рисовать.

В своем собрании «наивного искусства», которое Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, частично передал Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, находится 23 работы пермячки Нины Горлановой. И случай ее действительно уникален – Горланова, прежде всего, известный на всю страну писатель, весьма интересный и оригинальный прозаик, всю свою жизнь описывающий нравы и быт родной Перми. Горланова стала для этого города кем-то вроде Вуди Аллена, точно так же десятилетиями хронометрировавшего родной Манхеттен.

Свои «картинки», как она называет эти акварели и гуаши, Горланова раздаривает знакомым – я несколько раз видел ее композиции в уважаемых домах и редакциях главных литературных журналов. Теперь Евгений Ройзман устраивает ее выставку и берет в свою коллекцию, часть которой отныне хранится в музее.


– Что из ваших работ коллекционер Евгений Ройзман показывал в Екатеринбургском музее изобразительных искусств?
– Евгений увез у меня 60 или 65 картин (сейчас точно и не вспомню), они заняли ровно две стены этой выставки, примерно половину одного из залов. Я приехала в Екатеринбург рано утром и за завтраком, сразу же, Ройзманы показали мне каталог. Туда попало сразу 38 моих работ! Это ошеломило! Качество отличное! Такое впечатление, что это не я, а Руссо-таможенник: полиграфическое качество воспроизведения сразу меняет многое в восприятии...

На презентации своего дара, Ройзман сказал, что наивное искусство - это душа народа. А я всегда мечтала написать стихи вроде Некрасовских «Вчерашний день, часу в шестом», где Муза - сестра крестьянке... и мне стало так хорошо на сердце после слов Евгения! И я даже плохо помню, что я говорила (импровизировала). Затем меня повезли в новый «Музей наива», который временно находится в городском музее, внутри его экспозиции, а это – много-много залов, и очень много-много народу!

– Как вы с Ройзманом нашли друг друга?
– Евгений увидел мои работы в Фейсбуке и сам написал, что хочет посмотреть их сам, имея ввиду будущий музей. Я ответила, что буду очень рада (я вообще Ройзмана ценю - как борца с наркотиками, как поэта, как коллекционера). Он приехал с женой Юлей и после еще раз приехал. Потом Юля сделала мою большую выставку, и я еще привезла работы. Их Женя в ФБ сам отмечает, что понравились. К выставке моей выпущен буклет. Очень хорошее качество тоже там уже было, но это совершенно иное дело – когда мои работы опубликованы в каталоге рядом с другими - как-то солиднее, что ли...

– Чем для вас стали социальные сети? Насколько они важны для вас как для художника?
– Сейчас живу с мужем в очень небольшой малосемейке, некуда картины поставить-повесить, и я их раздариваю. Но, перед этим, обязательно вывешиваю в ФБ: здесь у меня очень хорошие друзья, я полюбила эту сеть. Часто присылают теплые слова, здешний юмор нравится. Скажем, я вывесила картинку «Мир после митаксы» - а в ответ получаю, коммент: «Такса лучше митаксы, с нею можно говорить...»

В Живом Журнале и в ФБ я живу давно, просто раньше у меня не было цифрового фотоаппарата. Недавно я его получила в подарок и стала вывешивать картиночки.

– Чем отличается или не отличается ваше существование в социальной сети как писателя от существования вас как художника?
– Разница большая! Писать можно только ОЧЕНЬ ответственно! Сейчас же могут какую-то статью найти на пишущего... а меня уже однажды судили прототипы... Я теперь опасаюсь всего, я же инсульт перенесла во время суда... Картиночки же мои почти все невинны – ангелы, цветы, рыбы... Поэтому можно более свободно себя ощущать: Ахматова невинно смотрится, а Мандельштам тоже уже сейчас не опасен... Гоголь на плече Гомера - вполне безопасно (для «Тараса Бульбы» Гоголь целые сцены брал из «Илиады»).

Пишу и Пушкина с ангелом, ангел Шагалу еще являлся, сказал, что тот станет художником, пишу картины на христианские темы, так называемые наивные иконы: их я тоже часто вывешиваю, и пока батюшки не возражают (есть у меня в друзьях и они).

– Если вы вспомнили о суде, то что это был за процесс?
– Это история еще не проясненная. Документы суда над Иосифом Бродским журнал «Звезда» опубликовала относительно недавно. Вот и я хотела своим детям сказать: лет через 30 вы узнаете, кто заказал суд, и мне на могиле скажите. Но чуть позже уже раздумала: ТАМ-то я и так сразу все буду знать. Но вот недавно звонит мне один высокопоставленный аноним и говорит, что скоро раскроет заказчика, но я тоже ему ответила, что не надо. Не хочу душу засорять обидами...

Формально меня судили за то, что, якобы, я соседку назвала «дуррой» и «умалишенной». Она, соседка, была ангажирована кем-то из моих недоброжелателей. Но муж у нее заболел раком, и она пошла на мировую, все закончилось будто бы хорошо, но слишком поздно, так как у меня случился инсульт.

- Интернет помогает в творческой работе?
- Ну, это совсем уже ангельские дела! Все можно уточнить на яндексе-гугле, связаться с переводчиками (вот сейчас Франция переводит «Роман воспитания» и у переводчицы масса вопросов). Или вот журнал «Знамя» пишет: нужно эссе. Я в тот же день пишу, на другой день высылаю, на третий день приходит корректура... Это чудо! Правда, скайп пока не освоила пока, но планирую.

– Когда и почему вы начали рисовать?
– У нас была приемная дочь Наташа. Сейчас слово "приемыш" считается обидным, но поскольку девочка от нас ушла к тете, я его использую...

Наша Наташа писала картины, ее выставка прошла в Тбилиси на всесоюзном уровне (там был Всесоюзный Дом детского творчества), после чего Наташе выделили комнату, дали ордер. Тут же пришла ее тетя родная, которую мы не видели шесть лет. Она пообещала ей джинсы, и Наташа ушла. Джинсы в 1984 году были, как сейчас мерс... Я сначала плакала, потом взяла краски и подушечками пальцев стала мазать... сначала грубовато... постепенно все тоньше... бывало, что по 40 в день! Такая страсть охватила.

Пишу я уже более 20 лет, то есть мне было в начале 45. Первая моя картинка называлась «Человек человеку – ангел». А выставку в Перми назвала «Пермяк пермяку – ангел», после чего вышла рецензия «Пермяк пермяку не тамбовский волк»...

Будете смеяться, но рецензий на пермскую выставку было очень много! Почти все хорошие. Но это все равно уступает добрым словам из ФБ, тут каждый день я что-то читаю о картиночках своих! И это, поверьте, поддерживает меня.

- Но почему в трудной ситуации литература не спасла? Почему возникла необходимость в новых областях творчества?
– Я же тогда стала христианкой, как раз в 1984 году. Нужно было избегать сцен эротических и вообще быть строже. У меня в прозе было много эпатажа, ну, как бы в пику соцреализму. Лишнюю свободу я сбрасываю в картины. «Даная» или «Три грации», «Ева и Адам» - все могут быть обнажены, так как именно так и должны быть на картине. То есть я немного схитрила в этом плане...

– Я, так же, обратил внимание, что у вас много работ на классические живописные сюжеты, которые вы решаете в своем индивидуальном ключе.
– Я стараюсь к этим сюжетам подходить более наивно - минималистичнее и без смешивания цветов. Вечные темы есть вечные темы. Например, японскую гравюру «Не оставляйте чтения» я пишу как автопортрет. В оригинале модель читает свиток, а я – Ахматову. Впрочем, все так делали... Мане писал «Завтрак на траве» с картины Джорджоне «Сельский концерт» - только в манере свободно мазка и так далее.

– Вы же могли заняться абстракцией или концептуализмом, но решили идти не по пути условного современного искусства, а создавать свою параллель классике. Чем вас не устраивает актуальное искусство?
- Оно вполне меня устраивает как зрителя,. но склад моего характера выработался давно. Мне важно стремление к пространным идеям, а их можно выразить более традиционными средствами. Хотя мне нравится, например, инсталляция Бориса Мессерера «Обыск», или эта... кто автор? «Железный занавес» (где цепь и замок). Однако, сама я не мыслю в таких категориях. Мне бы что-то сюжетное, уютное. Вот что: актуальное искусство – не уютное.

– Кстати, как вы относитесь к той «культурной революции», которую Марат Гельман пытался устроить в Перми? Чувствуете ли вы теперь, когда ее принудительно завершили, нехватку этого проекта или все идет так, как должно?
– Когда он привез сюда выставку «Русское бедное», с которой и начался «Пермский культурный проект», я лежала с инсультом и даже не знала, где мой дом. Потом, все эти я годы приходила в себя и прошла мимо всего этого. Я даже сознательно шла мимо, потому что после суда-инсульта отошла от острых споров в жизни, от политики тоже отошла...

Как личность сузила себя сознательно, чтоб жить, писать своих ангелов, свои сказки в прозе. Ведь любое волнение меня убьет. Такие дела, как писал Воннегут. Поверьте, многие и сейчас просят дать меня интервью об Украине, о том-сем... я отказываю. Хотя молюсь за всех, и за наших, и за украинцев.

– В Перми у вас уже были ваши выставки?
– Да, была в прошлом году у Надежды и Андрея Агишевых в их частном «Музее советского наива», у литературоведа Владимира Абашева во время презентации своей книги "Вся Пермь", потом была выставка сборная – «Из гениев наива» (Павел Леонов, Катя Медведева и др.), прошедшая в «Галерее» осенью 2014 года.

В редакции «Знамени» была в 2002 году моя огромная выставка - когда презентовали мой автобиографический роман "Нельзя. Можно. Нельзя". В Германии - во Фрайбурге. Сейчас в июне две выставки планируется в Москве.

С этих выставок я ни разу еще не взяла ни одной своей картиночки обратно – все оставляю. Я ведь все еще не продаю картины. Просто дарю пока. Я еще вот с детками в Онкологическом центре рисую – тоже бесплатно. Бог столько дал, надо что-то отдавать. Тем более что денег нет помочь кому-то... хотя бы вот картиночками. Но и выбрасывают много! Обои сменили - цвета картины не гармонируют... На мусорках вижу иногда мои картиночки, до слез жаль их, но вызволить их из мусора я еще ни разу не смогла...

– Вы дарите свои работы, то есть они не для заработка делаются. Вас не беспокоит их дальнейшая судьба? Важно только нарисовать?
– Очень беспокоит, поэтому я их в ФБ и в Яндексе вывешиваю, веду в компе каталог, делаю авторские копии (тех, что вижу на мусорке), делаю и серии - как подсолнухи (у Ван Гога же тоже серия их). Так вероятность растет, что одна из десяти сохранится для будущего. Но так как я в первую очередь – живой человек (а не как Михаил Пиотровский, готовый отдать жизнь за картину), то я сейчас вся в проблемах. И даже детки в Онко меня вполне переплюнут: они гениально пишут. Но, все же, я выбрала учить их, потому что как человек я им нужна. Хотя это и риск – потерять свое место в будущем.

Тут одного знаменитого художника спросили http://www.theartnewspaper.ru/posts/1281/ почему он мастер-классов не дает, а он отвечает: я с ума не сошел, вы все будете писать, как я, и меня забудут... Но я выбор сделала в пользу детей, хотя долго колебалась...

- После того, как вы занялись рисованием, стали ли вы меньше писать?
– Нет, не стала. Просто день разделился - утром я пишу прозу (стихи, эссе, мемуары), а после обеда - картиночки. После инсульта я не готовлю обеды - меня «бросает» на кастрюли. Муж Слава <Вячеслав Букур – писатель и соавтор Горлановой - ЧасКор> взял на себя все это, и мое время увеличилось, так что стало хватать на то и на это.

– Вы совсем не работаете кисточками?
- Я пишу подушечками пальцев, а глазки делаю спичкой.

– Какие художники у вас самые любимые?
– Ой, я всеядна... Босх, Леонардо да Винчи, Рогир ван дер Вейден, Анри Матисс, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Мари Лорансен, Пиросмани.

– Какое место наивная живопись занимает в современной культуре?
– Возможно, наив стремится занять в настоящем времени основное место, когда все его будут любить и вывешивать. Но, конечно, классике оно не конкурент. Хотя кто знает... Был же Руссо-таможенник равен импрессионистам (хотя сами они, при этом, и посмеивались над «бедным Анри»)...

Сейчас в искусстве все пути пройдены, помните слова поэта Ольги Седаковой: в поэзии все пути до конца пройдены, теперь Новый Поэт будет снова очень простым, но с огромной трансляцией тепла в мир... Наивное искусство тоже ведь самое что ни на есть простое, а в мир столько тепла от него идет! Лично я не претендую на какое-то особое место, хотя Женя Ройзман не раз говорил, что я – художник мирового уровня, но я не верю: куда мне до тех же Павла Леонова или Кати Медведевой…

Просто пока из души идут тонны сюжетов. И еще Слава подсказывает все время: включили ТВ, а там поют: «Еще не вся черемуха тебе в окошко вброшена…», Слава сразу просит написать этот сюжет. Я и дальше буду идти вслед за своими сюжетами, а там видно будет.

– Кем бы вы хотели остаться «навеки в памяти народной» – писателем или художником?
– В будущем, скорее всего, читать не будут. Настал век видео. Я хотела бы остаться в паре фильмов по моим романам, повестям, написанным в соавторстве с мужем. Хотя бы сняли комедию по «Учителю иврита»: мой Слава – молдаванин, а начал преподавать иврит, тогда много над ним смеялись... Еще, если дети из Онко меня не обгонят, то я буду рада своему музею в Перми, в котором мои работы будут вместе с картинами деток…

– Сколько работ вы уже сделали?
- Точно не могу сказать, но метала, чтоб в каждой семье Перми была моя картина. Для этого, как Слава посчитал, мне надо прожить еще 230 лет. Так что об этом я уж не мечтаю. Но если в году 365 дней, каждый из которых я делаю не менее семи-восьми, то, выходит, что раздарила я многие тысячи. Вот Агишевы, собирая ретроспективу, бросили клич в ФБ, и люди принесли 60 моих ранних картин!

Сейчас, правда, цены подскочили – и на картон и акрил (после того, как мы переехали в малосемейку, маслом я уже не пишу: оно сохнет-пахнет очень долго), поэтому, само собой, я пишу меньше из-за дороговизны материалов... Но пишу по пять-шесть в день. Сегодня вот шесть написала.

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Факультатив по истории

Путеводитель по Италии от русских писателей

Блок, Ахматова и Есенин рассказывают, чем пахнет в Венеции, почему опасен Палермо и что посмотреть во Флоренции, - в самом эмоциональном путеводителе по родине Данте.

12.08.2018 19:00, Оля Андреева, diletant.media


Ковер как метафора жизни

Сомерсет Моэм, «Бремя страстей человеческих»

Главный герой книги «Бремя страстей человеческих» — Филип Кэри, чью судьбу автор отслеживает от несчастливого детства до студенческих лет, — пытается выяснить, в чём же состоит смысл жизни. Когда-то он спрашивал об этом своего друга — богемного поэта Кроншоу и тот посоветовал ему посмотреть на персидский ковёр. После смерти Кроншоу, Филип вспомнил об этом разговоре и внезапно разгадал метафору. Этот внутренний монолог — кульминация романа — во многом отражает взгляд на жизнь самого Моэма.

10.08.2018 14:00, izbrannoe.com


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Черно-белая Япония

5 фильмов для знакомства с культурой Cтраны восходящего солнца

Кинолюбители по-разному относятся к японским фильмам. Одних завораживает созерцательность картин из Страны восходящего солнца, их необыкновенная атмосфера, другие откровенно скучают. «Вокруг света» предлагает отправиться в кинопутешествие по черно-белым японским фильмам, снятым в 1950–1960-х годах, и открыть для себя новые грани в загадочной культуре азиатской страны.

04.08.2018 19:00, Елена Бородина, vokrugsveta.ru


«Наша миссия — объяснить библиотекам, как надо работать в интернете»

Результаты реализации проекта «Открытая библиотека» и шаги по направлению к открытому доступу

В России практика публикации произведений в открытом доступе пока не столь развита, как в Европе и США, однако успешные проекты по оцифровке и распространению произведений в интернете реализуются уже сейчас. Координатор проекта «Открытая библиотека» Наталия Трищенко рассказала о том, почему важно публиковать материалы в открытом доступе, какую роль в данном процессе играет сотрудничество с библиотеками и как нужно выстраивать с ними работу для получения положительного результата.

31.07.2018 21:00, Анна Иванова, Ольга Кареева


«Люди имеют право читать все»

Что сотрудники российских библиотек думают об актуальных проблемах распространения знаний в интернете

Цифровая трансформация библиотек уже неизбежна: открываются электронные порталы, развивается процесс оцифровки книг, появляются активисты, создающие проекты по распространению произведений в открытом доступе. Большую роль в цифровой трансформации библиотек играют их сотрудники, вынужденные адаптироваться к новым реалиям. Рассказываем о том, считают ли специалисты библиотечного дела этот процесс необходимым и как они относятся к практике публикации произведений под открытыми лицензиями.

31.07.2018 16:00, Анна Иванова, Карина Исаева, Ольга Кареева


На 47 тысяч книг в открытом доступе больше

К каким результатам привело взаимодействие между Белгородской государственной универсальной научной библиотекой, Библиотекой им. Н. А. Некрасова и ФРC

С 2017 года Федеральная система банков знаний развивает идею о публикации произведений в открытом доступе и предлагает всем заинтересованным организациям внести свой вклад в движение за свободное распространение информации. В число двенадцати банков знаний, сотрудничающих с проектом, входят Белгородская государственная универсальная научная библиотека и Библиотекой им. Н. А. Некрасова, которые активно размещают в системе произведения из своих архивов. Уже на данном этапе взаимодействия в открытом доступе находятся масштабные коллекции оцифрованных газет, статей, книг художественной и научной литературы. Рассказываем о целях проекта и итогах сотрудничества.

31.07.2018 13:00, Ольга Кареева


Неподготовленная почва

Почему оцифровка не решает проблему доступности библиотечных коллекций

Оцифровку книг и документов сейчас практикует множество библиотек и архивов. Трудно представить, что в век цифровых технологий пожар может безвозвратно унести часть библиотечного фонда из-за отсутствия цифровых копий — как это было в 2015 году с ИНИОН РАН — или что самые известные произведения классической литературы невозможно будет найти на сайтах библиотек. Как ни удивительно, последняя проблема очень распространена: оцифрованные книги часто доступны лишь в электронных читальных залах, а «чтение онлайн» просто не предусмотрено.

30.07.2018 19:00, Елена Капитохина


«Я — поэт. Этим и интересен»

Отрывки из автобиографии Маяковского

Свою автобиографию Владимир Маяковский начал словами: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом». Перечитываем отрывки из книги — о первых стихотворениях, судьбоносных знакомствах и рождении русского футуризма.

29.07.2018 19:00, Диана Тесленко, culture.ru






 

Новости

Писатель Эдуард Успенский умер в Москве на 81-м году жизни
В Москве на 81-м году жизни скончался известный советский и российский писатель Эдуард Успенский.
Умерла переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак
Переводчик книг о Гарри Поттере Мария Спивак умерла в пятницу, 20 июля, в возрасте 55 лет.
В Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России пройдет вечер «Корифеи сербских шахмат»
Вечер «Корифеи сербских шахмат», приуроченный к Международному дню шахмат, пройдет в Центре шахматной культуры и информации (ЦШКИ) ГПНТБ России 19 июля. Среди почетных гостей мероприятия ожидаются 10-й чемпион мира по шахматам Б.В. Спасский, а также Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербии в России Терзич Славенко.
В Британии нашли сценарий Кубрика, потерянный 60 лет назад
В Британии обнаружили сценарий Стэнли Кубрика по новелле Стефана Цвейга «Жгучая тайна», считавшийся утерянным. Находку сделал Натан Абрамс, профессор кинематографии Бангорского университета в Уэльсе. Об этом пишет The Guardian.
Проект «Открытая библиотека» представлен на конференции «Петербургские коллегиальные чтения – 2018»
27 — 29 июня 2018 года в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась 20-ая Научно-практическая конференция на тему: «Интеллектуальная собственность: теория и практика», которую проводила Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных. В ходе работы конференции были рассмотрены теоретические и практические вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности и защиты интеллектуальных прав.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.