Подписаться на обновления
22 маяВторник

usd цб 62.5327

eur цб 73.3321

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   пятница, 10 апреля 2015 года, 12:30

Надежда Дорохова: «Гоша ломился в те же врата, только зайдя с другой стороны…»
11 апреля замечательному композитору Георгию Дорохову исполнился бы 31 год


Георгий Дорохов
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Он не дожил до своего первого «серьезного» юбилея два года. Ушел из жизни совсем молодым. Успев сделать очень многое. Сегодня мы вспоминаем Гошу с его мамой: важно как можно дольше помнить этого замечательного, взыскательного художника с трудной судьбой.

Георгий Дорохов, наш Гоша уже стал достоянием истории современной музыки. Его музыку исполняют, его творчество изучают музыковеды, организовали даже специальную премию его имени – чтобы награждать ей бескомпромиссных служителей актуального искусства. Сегодня воспоминаниями о сыне делится его мама, Надежда Дорохова, вот уже два года жертвенно занимающаяся сохранением творческого наследия Георгия. Очень важно сохранить не только ноты и рукописи, фотографии и рисунки Гоши, но и память о том, каким светлым и бескомпромиссным он был.

— Кстати, как вы чаще всего называли сына? Ведь имя Георгий предполагает массу трактовок…
— Гошей ни я, ни вообще никто из близких с детства никогда его не называл. Он был для нас Рюрик (иногда для кого-то Юрик). Жорой его называл в училище композитор Константин Лакин, у которого он и начал какие-то более или менее систематические занятия композицией.

Милейший Константин Михайлович, бывало, ужасался тому, что приносил ему ученик, а его восклицание "Жора, что ты наделал!" при виде каких-нибудь параллельных квинт сына очень веселило. Гошей он стал в Москве, хотя в Томске кто-то так тоже мог его называть, конечно. Скорее всего, он представлялся полным именем Георгий, а когда к нему обращались как к Гоше, просто не возражал. А может быть, не хотел представляться детским именем, чтобы не привлекать внимания и не вызывать недоуменных вопросов.

— В каком состоянии находится наследие Георгия? Можно ли говорить о полноценном музыкальном архиве композитора?
— Большая его часть - это партитуры, партии, диспозиции инструментов и пояснения к исполнению, существующие в электронном виде. Некоторые работы существуют в нескольких версиях.

Некоторые из партитур опубликованы Гошей на сайте classic-online. Часть произведений существует только на бумаге, но это детские и юношеские работы, например, те, с которыми он поступал в консерваторию, а также сочинения первых двух курсов консерватории. Георгий их нигде не публиковал, хотя мне нравятся "Афоризмы", "Марш дураков" (не нашла пока) и еще кое-что. Ну и есть на бумаге много детских симфоний. Ранние писались в подражание Гайдну, а те, что написаны позже, смахивают больше на Малера и Брукнера. Конечно, публиковать их Гоша не собирался. Можно ли это назвать полноценным архивом - не знаю. Но две папки с названием "Мои партитуры" Гоша создал сам и в них хранил все, что, видимо, считал подлежащим публикации. При этом есть разные версии "Рондо", "Русского бедного", "Превращения", трудно сказать, какие из них автор считал окончательными.

Записи исполнений (к сожалению, большая часть из них скверного качества) Гоша также публиковал на classic-online и Youtube. И есть множество рисунков и рассказов, которые Гоша помещал на своей странице в Живом Журнале в течение примерно пяти лет. Часть рассказов Гоши скопировал и разместил Леша Шмурак ВКонтакте.

Для меня главная сложность при публикации - выбрать именно то, что Гоша хотел бы опубликовать. Вносить исправления в тексты не считаю для себя возможным. Может быть, единственное, что можно сделать - исправить явные ошибки и опечатки в словесных комментариях. Их, к счастью, не так много.

- Можете ли вы рассказать из чего складывался «композиторский язык» вашего сына?
— В детские годы, лет в 10-11, он сразу начал писать симфонии, поначалу в духе любимого им всегда Гайдна. Видимо, усиленное слушание и кое-какие партитуры из домашней библиотеки его привлекли к этому занятию.

Писал обычно сразу в виде партитуры, причем ни я, ни муж никак его к этому не склоняли и в это его занятие не вмешивались. Ключи, транспорты и прочее как-то сам изучил.

В одном из таких опусов было, например, уникальное темповое обозначение "Non troppo ", над которым сам он впоследствии хихикал.

Позже симфонии создавались в духе Малера и Брукнера. В это же время записывались на пленку такие сочинения, как оратория "Шестеро их" со словами "Пожалейте козлов, они тоже люди", опера "Макаров и Горбаченко" и другие.

Вокальные партии автор исполнял сам, сопровождая их игрой на очень расстроенном пианино, ударами по железном листу и прочими нетрадиционными звуками.

В консерватории сочинял Гоша в основном для камерно-инструментальных составов. Это три струнных квартета, «Under construction» для скрипки и фортепиано, «Топинамбур» для флейты, фортепиано и скрипки (или альта), «Examples» для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, Экспозиции для различных составов, два концертино. Есть два симфонических сочинения – дипломная консерваторская работа «Graffiti» и «Deconstruction».

В последние годы чаще писались произведения для нетрадиционных составов. Одно из наиболее известных – «Русское бедное» («Промзона») для экстремального вокала, деревянных ящиков, мусорных баков, батарей центрального отопления, сирен, колоколов и железных листов. Эта композиция была создана по заказу Кирилла Серебренникова для открытия выставки «Русское бедное» в Перми и прозвучала в исполнении ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского. Для неакадемических составов сочинены два Манифеста: первый – для трех пенопластов со смычками, второй – для стульев. Пенопласты использованы и в оркестровой партитуре «Deconstruction».

С 2010 года писал Гоша все чаще сочинения с использованием таких инструментов, как дрели, молотки, металлические ведра, кирпичи. В одном из последних сочинений применяются удары молотками по конструкциям вантового моста.

Также следует отметить частое использование нетрадиционного звукоизвлечения при использовании традиционных инструментов и голоса (скрипка+пила, пение с закрытым руками ртом, лежащий под роялем пианист или несколько музыкантов и т.п.).

В произведениях последних лет все большее значение приобретает наряду со звуком его отсутствие. И эта тишина на меня производит не менее сильное впечатление. Может быть, это просто особенность моего восприятия.

Я всегда и до сих пор при публичном исполнении музыки сына всем существом ощущала безумное напряжение, особенно когда открыто выражалось неприятие, если не сказать ненависть, со стороны части публики. Особенно во время премьер в Доме композиторов. А теперь, когда сына нет, я это молчание чувствую особенно болезненно. Мы часто бываем с мужем на кладбище и наслушались там тишины. Кажется, сын словно бы ее заранее услышал.

Мне, конечно, очень трудно отделить особенности его композиторского языка от его личности и от моего собственного, абсолютно необъективного восприятия. Но написанные самыми разными композиторами в течение года после смерти Гоши произведения, посвященные его памяти и в той или иной мере воспроизводящие характерные для него особенности, подтверждают то, что у него сложился свой вполне узнаваемый индивидуальный язык. При том, что есть очень определенные влияния, о чем и сам он говорил.

- Вы сказали, что первые свои симфонии Гоша сочинял, читая партитуры из домашней библиотеки. Вы имеете отношение к музыке?
— Валерий Васильевич Дорохов, отец Гоши и мой муж - скрипач. Он учился в Новосибирске, Ташкенте, Горьком. Был руководителем одного из эстрадно-джазовых оркестров, существовавших в Новосибирске в 50-70-е годы. Работал в разное время в разных оркестрах, некоторое время дирижировал в Новосибирском театре оперетты.

У нас очень большая разница в возрасте - 35 лет. Мы встретились в музыкальной школе в Новосибирске. Валерий Васильевич туда попал на самом деле вследствие разных неприятностей, в том числе семейных.

Но тут его поджидала самая большая незадача в моем лице. Ему показалось, что я представляю собой некоторую возможность для приложения его педагогических талантов. Ну и я как исполнительная девочка не без способностей выучила концерт Мендельсона и всякие другие штуки из скрипичного репертуара.

Тем временем В.В. перебрался из Новосибирска в Томск, и туда же отправилась и я, вообразив, что мне следует продолжить занятия именно у него.

Конечно, на меня производили большое впечатление абсолютно несоветские, а, может быть, даже антисоветские манеры и нетипичный бэкграунд ВВ, родом из казачьей семьи, имевшей некоторое отношение к известному роду Дороховых.

- Расскажите о его корнях.
— Дед Георгия - Александр Дорохов, выпускник Омского кадетского корпуса, а затем Михайловского артиллерийского училища, в 1917 году был полковником Сибирского казачьего войска и командовал казачьим артиллерийским дивизионом. После тяжелого ранения на фронте и революции он небольшое время прослужил у Колчака, а затем вместе с его армией из Омска отступал до Иркутска, где чуть не погиб от тифа. Его первая жена Евгения Ивановна, урожденная Нарбут, скончалась в городке Зима, не выдержав тягот беженской жизни. Там Александр женился вторично, и в 1925 году там же родился будущий отец Гоши, после чего семья перебралась в Новосибирск.

Ему пришлось в советское время жить под чужими документами, доставшимися ему после гибели его омского знакомого, в советское время работал бухгалтером, скончался в возрасте 93 лет в 1974 г. в Новосибирске. Биография самого Валерия Васильевича очень пестрая и авантюрная, за свою жизнь он повстречал множество интересных людей, в том числе в Новосибирске в годы войны - Соллертинского, Шостаковича, Вольфа Мессинга, в Ташкенте - архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого) и много кого еще. Как скрипач учился у Иосифа Гутмана и Вениамина Копгеккера в Новосибирске, у Витольда Португалова в Горьком. Личная жизнь тоже была весьма бурная, всегда имел успех, как говорится, но семейную жизнь толком устроить никак не удавалось.

- Как развивалась ваша жизнь дальше?
— Уехала я из Новосибирска, прямо скажем, к большом неудовольствию своих родителей. Они и до сих пор считают, наверное, не без оснований, что меня вроде как похитили.

Конечно, скрипичная школа в глубоко провинциальном в этом отношении Томске не шла ни в какое сравнение с новосибирской, где примерно в это время начал свой путь на мировую сцену Вадим Репин, а с ним вместе - и его профессор Захар Брон. В это же время в Новосибирске работала гроза юных скрипачей - Галина Степановна Турчанинова, вскоре отправившаяся в Москву вместе с еще одной восходящей скрипичной звездой - Максимом Венгеровым.

Между прочим, она меня дважды брала к себе в класс, и оба раза я не решилась у нее заниматься. Одним словом, поступила я в Томское музыкальное училище и стала понемножку заниматься с детьми в школе искусств Томского Академгородка вместе со своим будущим супругом.

Из класса этого вышло впоследствии много юристов, физиков и математиков, один крупный специалист по римскому праву и ни одного профессионального музыканта.

С некоторыми учениками мы поддерживаем до сих пор очень теплые отношения. Из-за конфликта с одним малосимпатичным персонажем в Томском музыкальном училище я оттуда ушла, не получив диплома (спустя несколько лет все же я училище закончила), и с досады поступила на исторический факультет Томского университета.

В апреле 1984 года родился очень желанный и ожидаемый Георгий, а уменьшительное имя образовалось у него Рюрик. Оно для меня звучит как игрушечное и никакой ассоциации с мифическим варягом не имеет.

С рождения до шести месяцев никаких проблем со здоровьем не обнаруживалось, а в возрасте шести месяцев впервые врач услышала шум в сердце и предположила врожденный порок. С этим шумом мы и жили лет до семи без особых трудностей, но затем появились приступы стенокардии, обследования, поездки в Москву, несколько операций, поездки за рубеж, еще две операции и 13 последних лет жизни прошли без всяких скидок на здоровье, а последние два-три года - словно бы намеренно и злостно на износ.

- Вы каким-то образом подталкивали Гошу в сторону музыкального сочинительства?
— Музыку сын слушал с пеленок - я часто проигрывала для него пластинки, бывшие в доме. В основном, Вивальди, Корелли, Бах, французские шансонье, пластинки со сказками, затем симфонии и оперы. Пластинка с Вивальди называлась "Питики" ("скрипочки", то есть). Очень ему нравилась пластинка с вальсами Вальдтейфеля, причем разным темам он давал свои названия - была там, например, тема, получившая название "Противный", а другая получила название почему-то "Живот". Что касается ассоциаций с темами симфоний Бетховена, то они тоже очень неожиданные — плывущая по реке калоша, «горелый дом» и тому подобное. Еще одна ассоциация была с песенкой снегиря — соло виолончели в трио менуэта 95 симфонии Гайдна.

Ни в детский сад, ни в школу сын не ходил. Об этом как-то и мыслей не было. Сначала он стал писать буквы и слова самостоятельно, а затем уже читать, достаточно рано, лет пяти. Любопытно, что первой книгой, прочитанной самостоятельно, оказался "Робинзон Крузо". Это получилось само собой, а вовсе не под влиянием педагогических теорий Руссо. Просто я читала вслух Робинзона до эпизода, где герой натыкается на следы пиршества людоедов. И здесь ребенок, заставив меня это место перечитать несколько раз, прочел его сам, а дальше и книгу до конца одолел Задачи по математике я, бывало, придумывала самостоятельно, они были с сюжетом и смахивали немножко на «вредные задачи» Григория Остера.

— Когда Гоша начал заниматься музыкой?
— Конечно, с самого начала предполагалось, что дитя будет заниматься на скрипке. Первую попытку, когда Гоше было лет пять, предприняла я. Играли всякие несложные пьесы детского репертуара. Однажды эти занятия оказались прерваны в силу как художественных разногласий, так и по техническим причинам. Вместо традиционного исполнения ребенок вздумал играть с сильным давлением и скрежетом что-то на струне "Соль."

С творчеством Лахенмана он точно в это время еще не был знаком, но объяснил мне, что произведение изображает крысу.

Я импровизацию не оценила, сочла ее обычным хулиганством и попыталась отобрать инструмент, который в результате короткой борьбы оказался разбит. На этом наши занятия с сыном на скрипке закончились. Через некоторое время за дело взялся папа.

Благодаря своей добродушной и терпеливой педагогической манере, он обошел всякие острые углы и все пошло в соответствии с канонами отечественной скрипичной педагогики. Гаммы, этюды, Вольфарт, Кайзер, Донт, Берио и так далее.

При этом были самые разные увлечения: коллекционирование автобусных и трамвайных билетов, вкладышей от жевательных резинок турецкого производства, оберток и коробок от шоколада, моделей автомашин, собирание игрушечных баранов, создание вместе с другом газеты, организация с ним же совместного предприятия "ШИК" (фирма «выпускала» аудиозаписи и занималось рекламой). Образец рекламного объявления, например, выглядел так: "Съедим мясо. Телефон ...".

Писалась еще история страны, управляемой мудрым правителем Шариком (Кирейция получила свое название от базы отдыха под Томском в Киреевске), постоянно находившейся в политическом, а то и военном противостоянии со зловредной Изгейцией и ее не особо удачливыми союзниками — глупейцами и дуралейцами. Уже в консерваторские годы в Живом Журнале Гоша нарисовал серию картинок о Шарике, его подданных и происках изгейцев. Сейчас эти картинки вдруг стали необыкновенно актуальными.

Еще было увлечение птицами. В разное время у нас обитали порой довольно большие и шумные компании щеглов, снегирей, чечеток. Был совсем ручной щегол, катавшийся у сына на плече и кусавший его за ухо в случае остановки. Он умел петь двойными нотами и флажолетами.

Был сварливый и свирепый клест по имени Клёка, певший тоненьким голоском сентиментальные песенки, и истеричная щеглиха Дунька. Обоих пришлось отправить на волю по причине скверного характера.

Музыка при этом оставалось все же на первом месте в списке интересов. В дошкольном периоде, кстати, выражалось это в увлечении грампластинками как таковыми, то есть сын делал такие кривоватые пластинки из бумаги (и даже пытался проигрывать их), а к ним шил нитками или клеил конверты с портретами выдающихся выдуманных дирижеров, их жизнеописанием и списком произведений.

Сочинением биографий вымышленных композиторов Гоша развлекался и позже. Был, например, дирижер и композитор Клаус Шнайдер. Помимо творческих катастроф, Клауса на его нелегком жизненном пути сопровождали политические преследования фашистского режима. Он даже подвергся пыткам и тюремному заключению. Портреты музыканта в разные периоды жизни изображали его безусым молодым человеком, затем весьма усатым, а потом и бородатым дядькой, и, наконец, на лице его стали заметны следы жизненных невзгод и изуверств тоталитаризма.

Думаю, здесь не обошлось без впечатлений от биографии Ксенакиса. Ну и нельзя не упомянуть известного Балата Хрютика, руководителя оркестра "Експеримент", все премьеры которого заканчивались неизменным набором "Скандал, драка, вызов полиции".

Долгое время было еще одно увлечение - географические карты. Гоша отлично знал географию и рисовал огромное количество карт с выдуманными странами, реками и населенными пунктами. Очень смешные там попадались названия. Жалею, что не сохранила все эти кипы бумаги, но кое-что осталось. Видимо, эта страсть к географическим открытиям толкала сына в очень раннем возрасте на дальние путешествия. Лет четырех довольно морозной зимой он вознамерился дойти до выдуманного им самим Песочного моря. И так мы прошли с ним несколько километров пешком по заснеженному Томску, пока я, как и полагается команде, не взбунтовалась и не отказалась идти дальше. Прохожие с неодобрением оглядывались на бессердечную мать и отчаянно ревущего ребенка.

Также был разработан, по-моему, совсем неплохой, план томского метро. Думаю, это было впечатление от метро, впервые увиденного в Москве, где Гоша оказался в первый раз в возрасте семи лет. Причем мы прибыли в столицу точно 20 августа 1991 года и сидели с сыном два дня на квартире у практически незнакомого человека, пока ВВ, который в это время принимал участие в казачьем общественном движении и забросил свои музыкальные занятия, отправился к Белому дому, чтобы его оборонять, значит, от ГКЧП. А мы затем поселились в ныне снесенной гостинице "Минск", где сын не вылезал из шкафа с плавающими дверями, изображая завывание и грохот метро и объявляя официальным советским голосом станции.

Занятия же на скрипке понемногу двигались, но были часто большие перерывы, связанные с поездками в разные больницы в Москве и во Франции.

Впервые какие-то ноты сын стал писать самостоятельно примерно в одно время с буквами, то есть в дошкольном возрасте. Сам слушал разные записи, а потом и стал пополнять свою фонотеку, сначала на кассетах, а потом на дисках. Однажды Гоша обнаружил в букинистическом отделе грампластинок на Новом Арбате запись 3 симфонии Шуберта и потащил меня за 5 минут до закрытия магазина срочно ее покупать. Помню ошарашенные лица продавщиц, когда мы влетели в отдел и устремились к этой пластинке.

То, что он всерьез что-то сочиняет, я обнаружила, когда ему было лет 12, и мы в очередной раз приехали в Москву для организации лечения за рубежом. Чувствовал он себя тогда очень неважно, и музыка для него была спасительным средством - и слушание, и сочинение. Когда мне в Бакулевском институте после очередной операции сообщили, что результат от нее никакой и снова нужна операция, первое, что мы сделали, когда вышли от врачей — пошли в магазин грамзаписей, что был на Ленинском проспекте напротив располагавшейся тогда там же Бакулевки, и купили разные записи симфоний Гайдна. И на последнюю операцию во Франции тоже уехали с переносным музыкальным центром, так он и стоял в палате. Даже в послеоперационной реанимации французы поставили Гоше рядом с кроватью радио, чтобы он слушал передачи Radio Classiqie и France Musique.

Ни я, ни отец к сочинению его никогда не подталкивали, это получилось даже, пожалуй, неожиданно для нас. Хотя, конечно, домашняя фонотека, некоторые партитуры и книги по теории и истории музыки стали, несомненно, основой практически самостоятельных занятий.

В музыкальной школе Гоша не учился никогда и ни в какой. Но его в разное время очень занимали такие вещи, как, например, квинтовый круг или музыкальная форма. Схемами типа A-B-A1 было исписано огромное количество бумаги, хотя и поменьше, чем картами воображаемых стран.

Закончив в Томске экстерном девятый класс, в 2000 году Гоша стал посещать по-настоящему в первый раз в своей жизни учебное заведение, поступив в Томское музыкальное училище как скрипач на оркестровое отделение. Его педагог по специальности Ольга Ивановна Пивоварова, ученица Н.А. Шварца, оказалась чрезвычайно открытым и симпатичным человеком. Писаний своих Гоша не забросил, и я обратилась к Константину Михайловичу Лакину, единственному в Томске академическому композитору, учившемуся в свое время в Казанской консерватории у А.С. Лемана. И Гоша стал посещать у него факультатив по композиции, получая задания написать то романс, то сонату, то еще что-нибудь. КМ особых восторгов не выражал, и, видимо, в порядке эксперимента и для общего развития дал Гоше задание написать нечто атональное и додекафонное. И тут Гоша неожиданно для педагога увлекся музыкой ХХ века, к тому же я ему приносила разные записи из немецкого зала библиотеки Томского университета, где были записи Вольфганга Рима или Бернда Алоиза Циммермана и других немецких композиторов ХХ века.

Немаловажным оказалось и то, что в Томском музыкальном училище был образован усилиями некоторых преподавателей-теоретиков Денисов-центр. Центр организовывал фестивали и конкурсы Эдисона Денисова, а в 2003 году в Томске был организован с большим размахом международный фестиваль современной музыки имени Эдисона Денисова, в котором принимали участие столичные музыканты и композиторы, среди них — Александр Чайковский, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Павел Карманов, Марк Пекарский. На этом фестивале было исполнено сочинение Гоши для кларнета, двух скрипок, виолончели и фортепиано «Афоризмы».

И хотя в 2002 году, на втором курсе училища Гоша съездил в Париж и поучаствовал в конкурсе имени Баха, получив там диплом, я думаю, не столько за Баха, сколько за исполнение сонаты для скрипки соло Онеггера, уже к третьему курсу он, мне кажется, твердо решил со скрипкой свою дальнейшую судьбу не связывать, и в 2004 году поступил в Московскую консерваторию. К большому изумлению Константина Михайловича, который, наверное, снова воскликнул:"Жора, что ты наделал!"

- Как вы думаете, почему Гоша писал фантазийную прозу? Ему музыки не хватало?
— Процитирую Гошиного лирического героя Носохрюкина: "Последнее время все чаще пишу дневник. Очевидно, это такая потребность". Любимым писателем Гоши с детства был Гоголь, и это ощущается в его текстах. Гоша какие-то тексты начал писать чуть ли не раньше, чем музыку, хотя то, что вы называете фантазийной прозой, действительно появилось примерно на втором курсе консерватории.

Для него это был тяжелый, мучительный даже период. Ему стало ясно, что необходимо резко изменить свое направление, что-то еще писалось в духе Денисова, но уже появилось "Превращение" для фортепиано соло. И сам автор пережил превращение, которое крайне недоброжелательно было воспринято и его тогдашним профессором, да и кафедрой в целом. Этот кризис Гоша переживал очень болезненно, не имея в сущности ни от кого моральной поддержки. Предполагаю, что эти тексты стали появляться как некая форма самоанализа. Меня, конечно, поначалу поразили навязчивые мотивы жестокости, беззащитности, непреодолимого отчуждения. Были и личные причины. Когда он в кого-то влюблялся, это всегда было очень мучительное для него состояние.

И еще добавлю, хотя мне об этом тяжело говорить. Гоша остро осознавал близость края, побывав в критическом состоянии. И, наверное, слышимое им тиканье в течение многих лет металлического клапана - это тоже был своего рода часовой механизм, постоянно напоминавший о дедлайне, прошу прощения за мрачный каламбур.

По поводу "хватало" или "не хватало" музыки, дело, думаю, не в недостатке чисто музыкальных средств, а в потребности высказаться с использованием всех доступных возможностей.

В последние годы у Гоши такие "внемузыкальные" сочинения, или сценарии перфомансов появлялись все чаще. Помимо текста, например, в не исполнявшемся до сих пор перформансе "Палач проснулся поздно" есть подробно прописанные комментарии для инструменталистов относительно их поведения на сцене.

— Как Гоша относился к коллегам? Кого ценил? Кто был ему особенно близок?
— Хотя композиторская профессия считается одной из самых одиноких, Гоша очень ценил возможность общения с коллегами и единомышленниками.

На самом деле, он был общительным человеком, иногда, пожалуй, излишне доверчивым и наивным, хотя ему был присущ трезвый, а иногда ироничный взгляд как на окружающих, так и на самого себя. В консерватории он очень хорошо общался с Ваней Великановым и другими студентами. Из преподавателей Московской консерватории он очень уважал как композитора и по-человечески симпатизировал Юрию Буцко, умиляясь его палке, бороде и излюбленному возгласу «Г-но!», а еще очень жалел, что не застал в живых Юрия Холопова. Но ситуация на факультете композиции в Москве никогда не была благоприятной для Гоши, хотя и не такой тяжелой для молодых композиторов, как было в это же время в Петербурге.

О непростых отношения с кафедрой композиции свидетельствуют некоторые Гошины рассказы, практически зарисовки с натуры, начинающиеся словами "Профессор консерватории..."

Гоша часто обращался к Юрию Каспарову еще до его прихода на преподавательскую работу в консерваторию , показывал ему свои работы и всегда получал толковые советы. Также из композиторов-преподавателей консерватории Гоша выделял Сергея Загния, у которого посещал курс полифонии, Федора Софронова и Антона Сафронова.

На мастер-классах во Франции и Канаде с большим интересом посещал занятия Изабель Мундри, Хаи Черновин и Брайана Фернихоу.

На третьем курсе консерватории, когда отношения с Владиславом Германовичем Агафонниковым, к которому Гоша поступил первоначально, зашли в тупик по причине непреодолимого эстетического конфликта, сын принял решение перейти в класс Владимира Тарнопольского. Примерно в это же время он вступил в группу композиторов Сома («Сопротивление материала»), куда входили Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Борис Филановский, Валерий Воронов, Алексей Сюмак, Антон Сафронов, Антон Светличный, Владимир Раннев.

Гоша был самым молодым из участников группы, к его поколению в ней относился только Светличный. В настоящее время группа, по-моему, фактически не существует, но сформулированные в своем манифесте принципы ее участники так или иначе воплощают в своих сочинениях, несмотря на творческие и личные разногласия.

Из перечисленных композиторов наибольшее влияние на Гошу оказывал Дмитрий Курляндский, также он всегда прислушивался к советам и критике Невского и Филановского и интересовался их творчеством. Из сверстников выделял Владимира Горлинского, Николая Хруста, Алексея Наджарова, Алексея Сысоева, Александра Чернышкова, Кирилла Широкова, Алексея Шмурака, Настасью Хрущеву, Сергея Кима, Ярослава Судзиловского, Сергея Хисматова, Любовь Корсун, Ольгу Крашенко, Антона Васильева, Александра Хубеева, Дениса Хорова, Марину Полеухину и многих других. И часто говорил о том, что в последнее время появились новые очень интересные молодые композиторы, не испытывающие внешнего давления и внутренне намного более свободные, чем он сам.

Также с большим интересом относился Гоша к творчеству композиторов, не относящих себя ни к каким группам, а в исполнении фрагмента сочинения Ольги Раевой «Сны Минтавра» на текст Владимира Сорокина принял участие как исполнитель одной из ролей. Большой круг общения сложился у Гоши благодаря форуму "Классик-онлайн", где сугубо профессиональные вопросы дискутировались всегда необыкновенно горячо, а то и с переходом на личности.

На этом форуме у Гоши были как друзья (среди них - Андрей Попов, Виктор Копытько, некоторые начинающие авторы), так и закадычные враги среди профессиональных композиторов и музыкантов. Одним из форумных друзей был очень одаренный юный композитор, студент Гнесинского училища Саша Филимонов, трагически погибший ровно через месяц после Гоши.

Из зарубежных молодых композиторов и музыкантов теплые отношения были с Джейкобом Готлибом, Марцином Станчиком, Джованни Бертелли, участниками мастер-классов в Германии, Франции и Канаде. И в последнее время явно был ему близок и симпатичен по своим композиторским принципам Марк Андре, Гоша после мастер-классов в декабре 2012 года даже собирался у него поучиться в Германии. Наконец, в последние два года он сблизился с неакадемическими музыкантами, с которыми и проводил разные перформансы, в том числе на заброшенном заводе и Живописном мосту.

- Недавно в СМИ промелькнуло сообщение о премии памяти Георгия Дорохова. Что это за акция?
— В 2013 году с этой идеей ко мне обратился искусствовед Алек Эпштейн, сотрудничающий с премией "Медиа-удар" и специализирующийся на российском активистском искусстве. Собственно, все это мероприятие было очень неформальное и было скорее данью памяти Гоши от его друзей и единомышленников.

В помещении выставочного центра Artplay была организована выставка художников и акционистов, относящих себя к направлению, которое называют "арт-активизм". С многими из них Гоша был лично знаком и через них втянулся в участие в разных общественных акциях и манифестациях. Среди них - Петр Верзилов, Антон Николаев, Виктория Ломаско, Денис Мустафин, Татьяна Сушенкова, Петр Павленский, Юрий Куевда, Михаил Мясоедов и другие.

- Что сейчас для вас самое главное в сохранении Гошиного наследия?
— Опубликовать партитуры сына и запустить сайт, посвященный его творчеству. Хотелось бы при этом избежать ляпов и неточностей, а в отсутствие автора это сделать не так легко. Облегчает задачу то, что сочинения хранятся в электронном виде по папкам, созданным самим Гошей. Правда, туда он не включил написанные от руки ранние сочинения, и я не знаю, как бы он отнесся к их публикации. Есть в электронном архиве кое - где некоторые опечатки или неточности, в том числе относительно перевода на английский объяснений исполнителям. Надеюсь при помощи коллег сына как-то с этим разобраться. Благодаря им его музыка исполняется и живет, да и я вот живу, хотя и сама не понимаю, как это возможно.

- Как вы относитесь к тому, что Гоша делал? Все ли, им сделанное, вы разделяли? Ведь вряд ли вы могли одобрить ломание скрипок. Как вы с этим справлялись? Доверяли?
— Ломание скрипок меня не смущает. Не могу сказать, что я большой приверженец такого метода, однако ни распиливание, ни разбивание инструментов меня не шокирует, хотя, несомненно, эмоционально встряхивает.

Объективного мнения от меня, конечно, нельзя ожидать. Но, между прочим, и отец Гоши, очень далекий в своих пристрастиях от подобных экспериментов, никогда не критиковал его за такие идеи.

И в музыке, и в коротких рассказах и рисунках Гоши, как это ни могло бы показаться странным, есть нечто общее. Это идея исчезновения, разрушения, дематериализации, сведения к нулю, отрицания.

И мне кажется, что это разрушение направлено прежде всего против лжи, словно бы с картины мира сдирается фальшивый красочный слой, отравляющий и искажающий восприятие и не позволяющий увидеть невидимое.

Вижу здесь нечто общее с принципами, сформулированными Кандинским относительно значения белого цвета как некой отправной точки.

Кроме того, скажу, может быть странную, на первый взгляд, вещь. О религиозном, условно говоря, аспекте Гошиного творчества. Слово не самое удачное, но другого найти не могу. Это болезненно-напряженное ожидание ответа, отчаянное вслушивание в звенящую тишину имеют нечто общее с исихазмом или цистерцианским молчанием.

Сам он отнюдь не отрицал того, что современная музыка может иметь религиозное содержание. Думаю, в этом отношении для него определенное значение имела встреча с Марком Андре, с которым он познакомился на курсах Nuova Consonanza в Риме.

И не могу не упомянуть, конечно, любимых Гошиных композиторов - Гайдна и особенно Брукнера. Я бы сказала, что Гоша ломился в те же врата, только зайдя с другой стороны.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.