Подписаться на обновления
21 октябряСуббота

usd цб 57.5118

eur цб 67.8927

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Игорь Лебедев   понедельник, 8 июня 2015 года, 09:30

Итак, духовные скрепы
Ортодоксальный взгляд на национальную самоидентификацию


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мудрость русского народа, его неповторимая двойственность и еще два десятка характеристик, определяющих «духовные скрепы», – все принципы и противоречия возрожденной русской идеи с позиции энтузиаста.

Путин, с учёным видом знатока, небрежно так бросил это выражение пару лет назад. С тех пор не смолкает иронический хор критиков. Не знаю, насколько наш Президент силён в проблематике, но духовные скрепы, объединяющие русский народ, в самом деле существуют.

Это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие надсистемные свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это также то, что отличает нас от других.

1. Примат совести над личной выгодой. Не надо иронизировать. Да, мы, русские, точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Все до единого, от простого крестьянина до высоколобого интеллигента и лидера нации. Так вот: духовные скрепы - когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.



2. Примат человека над законом. Человек (человечность вообще) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. Только Православие правильно усвоило высказывания Христа на сей счёт. Западному христианству этого не удалось. Там постепенно закон взял верх над человеком.
Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым - то самое взяточничество. Мало кто понимает, что взятка в нашей культуре - выражение человеческого отношения и, одновременно, гнушение законом. Давая взятку, мы как бы показываем закону язык, реализуем внутреннюю свободу. Проблема взятки в нашей культуре неоднократно разбиралась в моём журнале.



3. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. По моему скромному мнению, русские - один из самых мудрых народов на земле. У кого из современных народов было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие.
Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости (насколько я знаю, они были нарушены), но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Это важнейший критерий, отличающий нас не только от украинцев (разбирая фильм "Левиафан", я констатировал недостаток мудрости у "младших братьев"), но и от западных народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.



4. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских - стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается нами с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное - значит, не истинное. Типичный пример - русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая "хуже воровства". Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений - в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество.



5. Примат истины над силой. Русские сильный духом народ, они уважают силу. Но при этом истину считают выше, и готовы перед нею смириться. Это чисто русская поговорка: "сила есть - ума не надо".



6. Примат общего над личным, общинность. Русские понимают и признают, что интересы общего важнее чем их личные.



7. Примат личного (личностного) над официальным в отношении к начальству. Или иначе: вера в начальство. Выражается в том, что у русских, во-первых, дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. По этому поводу грибоедовский Чацкий много ругался. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству - и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы рассматриваем его не просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так.
Да-да, это тот самый патернализм, который терпеть не может господин Медведев. Если русский знает о недостоинстве его начальника, не видит, за что его следует уважать, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать... Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само слово "начальник" говорит о его первичности ("начало"). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером, подаваемым начальством. Об этом подробнее здесь.



8. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, русские - самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году английский писатель Соммерсет Моэм писал: "Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени чем мы рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что несмотря на политический гнёт лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями..." Это отдельная тема, как-нибудь соберусь и более подробно об этом напишу. Или уже писал?



9. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе: наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.
Вчера ночью прохожу мимо компании симпатичных девушек, стоящих у входа в метро "Беляево". Время подходило к часу ночи, метро скоро закрывалось, ещё подумалось - что они тут стоят? В этот самый момент к ним подходит кавказец, и на своём ломаном языке, без тени смущения громко выпаливает: "Девушки, можно с вами познакомиться?" Барышни иронически отвергают нового ухажёра. Некоторое время они занимаются перепалкой. Я спускаюсь по лестнице, но слышно каждую фразу - девушки нормально отвечают, без грубости.
И тут начинается классика быдлячества: кавказец мгновенно выходит из себя, вскипает, и начинает громким, почти визгливым голосом поносить наших граций на чём свет стоит. Они спускаются и идут по подземному переходу в другую сторону, кавказец с громкими криками идёт за ними. Кавказец с оскорбительными криками некоторое время шёл за девушками, потом оглянулся, развернулся и пошёл к стеклянным дверям входа в метро.
В вестибюле, ожидая поезд, наблюдал за ним краем глаза. Кавказец не находил себе места - видимо, душу жгла ненависть от того, что был отвергнут. Ну, и вытекающее отсюда языческое желание отомстить. Он вскакивал и садился, шевелил губами, с ненавистью поглядывая в сторону входных дверей. Было ясно, что продолжает ругаться.
Отсутствие внутренней свободы в чистом виде. Русскому тоже было бы неприятно, что его отвергли, но его душа без проблем переработала бы такой конфликт. Душа вообще бывает большая и малая, слабая и сильная. Угадайте, какая досталась нам, а какая - кавказцам?



10. Примат идеалов над реальностью. Только русские рассматривают реальность как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто вообще мало достойное внимания. А вот идеалы - это да! Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроится на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший телевизор или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми. По этой же причине у нас всегда были слабые семьи. Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу. Ну, и много чего, не раз об этом писал.
Не готов отнести данную особенность к достоинствам или недостаткам. Это свойство. Вот как серый цвет глаз. Его следует изучать и правильно использовать. А не уничтожать в угоду "более эффективного развития", чтобы "всё было как на Западе".



11. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг - главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем все остальные. Но они считают, что всё долг равно важнее. Хотя бы в глубине души. Есть такое выражение - служилая этика. "Делу - время, потехе - час" очень русская поговорка.
В отличие от других народов, русские признают превосходство долга над удовольствием. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт - но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость.
Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между ценностями духовными и материальными - успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом, олицетворяемыми Западом. Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.
Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому. В СССР задались целью поставить долг значительно выше удовольствия, вообще подавить это последнее - и потому проиграли. На эту тему подробные рассуждения здесь



12. Примат переимчивости над самостью. Не знаю, как это получше назвать. Способность усваивать чужое и делать его органическим, своим. Вытекает из русского смирения прежде всего. Мы не считаем себя выше других, и потому позволяем себе учиться. Если прижмёт)) Однако дам слово другому автору.
"Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает ее использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир — мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то свое. Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжем и воооот сюда перенесем. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся» — вот русский тип мышления..."



13. Примат справедливости надо всем вообще. В действительности, справедливость есть наша религия. Именно ей поклоняются русские люди. Наше отношение к справедливости религиозно. Я писал, что и Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие.
Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это не вполне неверно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или можно иначе сказать: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. Справедливо быть милосердным.
Вообще, понимание справедливости у всех своё. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. Справедливость у евреев... также обладает своей национальной спецификой. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность.
Причём вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо - что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.



14. "Пофигизм" на грани фатализма, или, как кто-то ёрнически выразился, "народ, которому всё по-фигу, победить нельзя" (напомнил tslongin). Следует из нашей веры в Судьбу и справедливость.



15. Русский не знает границ, он все делает "до упора". И в труде, и в пьянке, и в любви (напомнил peters2012). Полностью вытекает из предыдущего, но идёт отдельным пунктом. Очень важная особенность русских. Ничего, если стихотворение любимого поэта приведу?

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А.К. Толстой



16. Для русских, верность - одна из самых важных добродетелей. В частности, верность лидеру. Некоторые до сих пор мучаются проблемой верности наших предков последнему Царю. Мы до сих пор, как идиоты, рассуждаем о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя они о всякой верности давно позабыли, продав её - даже не за помощь, нет! - за формальную благосклонность Запада.
Даже во внешней политике Россия всегда ориентировалась именно на верность, союзнический долг, а не прагматизм (сейчас ситуация начала меняться). Интересно, что именно верность выделяет Пушкин (ещё одна наша духовная скрепа) в стихотворении "Клеветникам России":

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.



17. Готовность к бескорыстному самопожертвованию. Это свойство, особенно русских женщин, глубоко раскрыл Ф.М. Достоевский (напомнил tslongin). Вытекает как из нашего идеализма (русский жертвует собою во имя идеалов), так и из других пунктов. Проявляется куда чаще, чем обыкновенно думают, но в основном - в экстремальных ситуациях.



18. Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете. А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Русские просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется (подробнее о русской улыбке здесь). Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими?
Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревознесении. Европа столетиями доказывает (и навязывает) всему миру мнение, что она лучшая, и все страны просто обязаны двигаться по её пути. Хотя это достаточно спорное мнение - особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет...
Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.



19. Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений. В русском восприятии, человек - это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Повторяю: не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери...



20. Специфически-русское отношение к инородцам. Напрямую следует из предыдущего. Да, на уровне сознания мы смотрим свысока на тех же таджиков или кавказцев - дикари, что с них взять? Но на глубине души относимся к ним как к своим. Девушки из предыдущего примера отвечали кавказцу вполне уважительно. Русскому будет стыдно не заплатить тому же гастарбайтеру за его труд. Точно так же стыдно, как не заплатить русскому.
В марте пришлось нанимать таджика копать яму на даче. При этом он много помогал мне с другими работами, по поводу которых мы формально не договаривались (монтаж труб). К моему изумлению, это оказался парень с отлично работающими мозгами, сметливый и находчивый. Ничуть не глупее русского. Знаете выражение "солдатская смекалка"? Это про него. Так вот, я не раз ловил себя на ощущении, что мы с ним единая сплочённая команда, делающая общее дело. Такие чувства бывают только взаимными. И я ловил себя на мысли, что совсем не чувствовал его как таджика, приезжего из страны с совершенно другой культурой. Он был для меня своим.
Инородец же, при всей его невероятной обязательности по отношению к землякам, с лёгкостью "кинет" русского с оплатой - если будет считать себя находящимся в более сильной позиции. Никаких моральных терзаний при этом испытывать не будет.
Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, наш язык, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться - значит, ты свой.
Один комментатор посетовал на то, что главным героем великолепного фильма "Неадекватные люди" оказался не чистокровный русский. На это тут же ответили: а какая разница, если он говорит без малейшего акцента и ведёт себя как русский человек?
Коротко, мы считаем, что тот же таджик - точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно - и в глубине души, и на поверхности.



Вадим Кожинов пишет:
"Западная Европа с давних времен влекла к себе массу различных племен, и к тому историческому моменту, когда французы, англичане и немцы начали создавать свои государства, на землях, где воздвигались эти государства, жило великое множество различных этносов - кельтских, балтских, славянских и т.д.
Их имелось не меньше (если не больше), чем на территории России. Однако в течение веков они были стерты с лица земли посредством самого жестокого давления со стороны трех господствующих этносов или даже прямого физического уничтожения.
Не секрет, что преобладающая часть всей топонимики (названий местностей, рек, гор, даже городов и селений и т.д.) Франции, Великобритании и Германии не является французской, английской и немецкой. Более того, даже общее название “Великобритания” происходит от кельтского народа бриттов (а не германского англов); точно также самая большая часть Германии – Пруссия – это территория стертого с лица земли наиболее значительного и культурного балтского народа – пруссов. И, между прочим, нет никакого сомнения, что если бы немцы в давние времена смогли надолго подчинить себе и земли восточнее Немана, то и от других балтских этносов – литовцев и латышей – уцелели бы, в лучшем случае, только названия (кстати, стоит в связи с этим подумать о судьбе данных народов в составе России...).
Сравнение даже в самых общих чертах этнической истории стран Запада с этнической историей России показывает, что даже в ее центральной части на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем “чужие” русским народы – башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот человек.
На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и др.). Ныне только два народа, живущие на территории крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя как еще живые силы – ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут борьбу за элементарную национальную автономию..."



21. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность. Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведёт к особому стереоскопическому, объёмному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего - наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд. Наилучший пример - русская философия.



22. Самоирония. Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это... А уж сравнить, как оно в "цивилизованных странах" (читай - правильных) - вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.



23. Советское наследие. Вы можете как угодно к нему относиться. Но это у нас было, и это нас объединяет. У нас был этот весьма оригинальный этап нашей истории. Это тоже делает нас непохожими на других. Это в нас до сих пор живёт.



24. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин. Наши женщины - самые красивые в мире. Это общепризнано. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. И наоборот. Сравните характер русской и украинки - и всё поймёте.
Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Вот что пишет о ней Вальтер Шубарт в монографии "Европа и душа Востока":
"Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина... Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в "синий чулок". С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам... Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине... У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина".

Эти специфические черты русского человека при умелом использовании могут поднять русскую нацию и русскую цивилизацию на значительную высоту, родить совершенно своеобразный, мощный тип цивилизации. Русский может добиться успеха в том случае, если следует своей истинной природе, данной ему Богом. И всегда будет проигрывать, если пытается не творчески усваивать и примерять к себе, но слепо копировать чужие нравы и ценности.

В оформлении текста использована живопись заслуженного отечественного художника Павла Рыженко (1970-2014)

Источник: kot-begemott.livejournal.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Днем сегодняшним

«А раньше бабы в поле рожали — и ничего!»

Всё познается в сравнении – и это мы часто сознательно и подсознательно делаем: мы сравниваем себя с другими, сравниваем наше время с прошлым, сравниваем нашу культуру с другой, сравниваем наш уровень менталитета, здоровья и медицины. И когда кажется, что то, что у нас есть здесь и сейчас – это очень мало и недостаточно для счастья, нужно просто вспомнить, как люди жили раньше.

26.07.2015 14:00, Адриана Имж


Не стоит горячиться

Как эффект hot-cold empathy gap влияет на прибыль супермаркетов

Кто из нас не приносил домой лишний пакет молока, брикет мороженого, пачку сухариков? Каждому знакомо возбуждённое состояние покупателя, когда невозможно остановиться перед искушением купить ненужный, но такой притягательный товар. О том, как научиться экономить и не попадать в ловушки владельцев магазинов.

25.06.2015 09:00, Ксения Маркова


Как одиночество искажает наше сознание

Последствия социальной изоляции

Мозг изолированного от контакта с другими людьми человека способен совершать странные метаморфозы с его сознанием, — уверен Михаэль Бонд, автор статей о психологии человеческого поведения и книги The Power of Others. Сайт T&P опубликовал перевод его статьи о последствиях социальной изоляции для человека и его восприятия реального мира.

17.06.2015 13:00, Наталья Орехова


Нужна ли семья «любой ценой»

О том, почему все так гонятся за пресловутым штампом в паспорте и какие проблемы влечёт за собой желание поскорее обзавестись семьёй «для галочки»

В нашей стране более половины брачных союзов вырастают из желания гарантий. Кстати, из того же самого желания появляются на свет более половины детей. О каких гарантиях идет речь, понятно без лишних слов. Есть прекрасный латиноамериканский роман Лауры Эскивель «Как вода для шоколада», в нём описывается строй семьи, при котором младшая дочь не имеет права на замужество или какую-то личную жизнь, поскольку обязана ухаживать за матерью до самой смерти.

11.06.2015 13:00, e_kowalski


Гражданский синдром

Россияне выбирают гражданское общество по Мэдисону и Фергюсону

Понимание гражданского общества в духе Дж. Мэдисона и А. Фергюсона свойственно 30% россиян. Гражданское общество отвергают только 19% населения страны. Однако гражданский тип сознания – только у 10% россиян, это средний класс мегаполисов. Депривированный тип сознания свойственен самой большой группе россиян – 35%.

28.05.2015 09:30


Есть ли личная жизнь после рождения ребёнка?

Свобода не потеряна, она видоизменилась

Путешествия, прогулки с друзьями, походы в кино, учёба и даже работа — вещи, от которых, казалось бы, с рождением ребёнка приходится отказываться. Действительно ли начинающие родители должны замыкаться на семье и как выкроить личное время, если нет возможности нанять няню?

25.05.2015 18:30, filevskayalinia


Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда недополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

20.05.2015 09:30, Ирина Парфенова, психолог


Вернуться к началам терпимости

СПЧ для снижения радикализма призывает к широкому диалогу, политической конкуренции и терпимости к экспериментам в культуре

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации по итогам специального заседания "Рост радикализма как угроза правам человека", в которых призывает власть и общество предпринять ряд действий, позволяющих вернуться к началам терпимости и политического диалога, направленных на снижение напряженности в общественной атмосфере.

14.05.2015 09:30, Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека


Секреты воспитания

Как вырастить гения в домашних условиях

Папа заставлял маленького Бетховена играть на фортепиано по пятнадцать часов в день, Ньютона мать забросила после того, как вышла повторно замуж и родила еще троих детей, а Тургенева регулярно били. О самых популярных рецептах воспитания будущих вундеркиндов, или чем теория отличается от практики.

29.04.2015 18:30, Надежда Подколзина


Не-ненависть

Как стать сильнее собственного гнева?

Ненависть - вот наша отличительная черта. Наша - значит и моя в том числе. Не знаю пока другого народа, настолько сильно пропитанного этим чувством. Особенно остро ненависть ощущается, когда возвращаешься в Россию из длительной поездки. Прилетаешь - и как будто погружаешься в невидимый, но густой, плотный и липкий туман. Ещё в самолёте с лиц людей сползают улыбки, взгляды становятся жёстче, позы - напряжённее. Ко встрече с Родиной они готовятся как к бою. И не напрасно.

27.04.2015 13:30, Вадим Жартун






 

Новости

Проект «Научный корреспондент» представлен в КФУ им. В.И. Вернадского
19 октября в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского состоялась лекция президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского и координатора проекта «Научный корреспондент» Наталии Трищенко, посвященная вопросам научной коммуникации в открытом доступе, новым правовым инструментам для свободного распространения знаний, а также открытой публикации учебных и выпускных работ и роли в этом процессе Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент».
Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.
КГИ представляет новый проект «Открытые НКО»
12 октября 2017 года состоялась презентация нового проекта Комитета гражданских инициатив «Открытые НКО». Он был инициирован и реализуется АНО «Информационная культура». Представил проект директор АНО «Информационная культура», член КГИ Иван Бегтин.
Банки, электростанции, криптобиржи станут новыми наиболее вероятными целями хакеров в 2018 году
10 октября 2017 года на ежегодной международной конференции CyberCrimeCon эксперты мирового уровня в области кибербезопасности определили тренды будущего года в области развития киберугроз и ключевые стратегии для эффективной защиты от них.
8 октября прошла конференция Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»

Почетным президентом МЦР избрана Ирина Бокова
Конференция приняла решения по вопросам дальнейшего развития МЦР, основанного великим русским художником Святославом Николаевичем Рерихом.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.