Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   пятница, 15 июня 2018 года, 20:00

30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана
Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»


Игорь Лерман
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

— Игорь, вы скрипач?

— Да, в 1978 году окончил Нижегородскую консерваторию по классу скрипки и в 1980 году приехал в Набережные Челны, где открылось Училище искусств. Когда открывалось учебное заведение, преподавателям обычно давали квартиры. Вчерашнему студенту иметь свой угол казалось несбыточной мечтой, и мне действительно дали квартиру. Буквально с первых дней пребывания в Набережных Челнах я организовал студенческий камерный оркестр, который по уровню превосходил студенческий, был близок к профессиональному.

— Вы скромно упомянули про Иегуди Менухина, который…

— Пригласил меня преподавать в Школу Иегуди Менухина, расположенную в графстве Суррей, в часе езды от Лондона. По окончании консерватории я работал в музыкальной школе и музыкальном училище, думал пойти по стезе преподавания, потому что мои ученики делали огромные успехи. Это теперь каждый – лауреат международных конкурсов, проводимых в Уфе, Казани, Рязани... Все лауреаты! А в 1990-е достичь звания лауреата было сложнее. Надо было пройти конкурсный отбор, чтобы только допустили к первому туру. Для этого нужна хорошая школа. Конкурсы проходили в крупных городах Европы и российских столицах, и даже если человек прошёл лишь отбор на конкурс, он уже поднимался на более высокую ступень мастерства.

Я заметил способную девочку и начал обучать её с нуля в музыкальной школе. На Международном юношеском конкурсе скрипачей Иегуди Менухина она прошла конкурсный отбор и три тура, сыграла с Лондонским симфоническим оркестром, стала лауреатом, да ещё и завоевала специальный приз за лучшее исполнение Баха. Ведь Менухин считался корифеем, одним из лучших интерпретаторов баховских сочинений, его исполнение Баха считалось эталонным. После победы моей ученицы на конкурсе в 1995 году Менухин и пригласил меня преподавать. Невероятно! Педагог и его ученица из Набережных Челнов успешно конкурируют в Европе с лучшими скрипачами мировых школ, и не просто конкурируют, но и побеждают. Менухин сказал: «Change time between Russia and my school». Это был пик моей педагогической карьеры. Но… я выбрал оркестр. Да и семейные обстоятельства тогда сложились так, что не мог я уехать в Англию. После чего я целиком положил себя на алтарь оркестра.

— С чего всё начиналось?

— Я создал оркестр на пустом месте. В Москве, Петербурге или другом крупном городе есть культурная среда. В Набережных Челнах 30 лет назад она почти отсутствовала. В 1988 году город представлял собой гигантскую стройку, где трудились в том числе и люди, прибывшие из мест заключения. Даже у властей города слово «камерный» ассоциировалось исключительно с тюремной камерой, где содержат преступников: «Вы можете назвать оркестр как-нибудь иначе? Малый симфонический или струнный оркестр, а то камерный… нехорошо». Музыканты знают, что понятия «камерная музыка», «камерный оркестр» действительно произошли от слова «камера» – маленькое помещение. Но в сознании начальства слово «камерный» было связано исключительно с уголовным миром! Я неустанно ходил в райком партии и убеждал начальников, которые постоянно сменялись, в том, что городу необходим оркестр. И его учредили. Повлияли многие факторы, один из них – время перестройки, когда многое менялось в обществе...

— В городе не было оркестра?

— Какой оркестр?! Выпускников консерватории можно было перечесть по пальцам! Несколько музыкальных школ, музыкальное училище и управление культуры – всё. Создание Камерного оркестра стало одновременно и огромной удачей, и большой проблемой: кто будет играть? Где взять музыкантов?

— И где вы их взяли?

— Сам выучил. Практически все оркестранты – мои ученики. Сначала музыкальная школа, потом училище и Казанская консерватория, где я преподаю. На каждого у меня уходило лет по двадцать! Некоторые, достигая высокого профессионального уровня, уезжали на Запад и прекрасно там устраивались. Обычная история. Но когда понимаешь, что на обучение одного оркестранта уходит треть жизни, – а она, как оказалось, не бесконечна! – это… нелегко. Сейчас в оркестре мои самые верные ученики, у нас команда, и они прекрасные инструменталисты, что оценили солисты мирового уровня, которые с нами играют.

Игорь Лерман с Александром Князевым


— Вы ещё и сами обучались по классу дирижирования?

— Нет, дирижированию не обучался. Любой профессиональный дирижёр может сказать, что у меня нет техники, но я и не называю себя дирижёром. Я слушаю ансамбль и помогаю музыкантам играть вместе. Изначально мы назывались Камерный оркестр «Провинция». Но… с таким названием нас нигде не принимали: «Что за оркестр? «Провинция»?! Вот и сидите в своей провинции». Вынужденно изменили название на «Камерный оркестр Игоря Лермана». Я считал, что нескромно ставить своё имя в название, хотя оно там присутствовало изначально как имя руководителя. Говорили: «Игоря Лермана мало кто знает, это хорошо, а вот что такое «провинция», все прекрасно знают – звучит как антиреклама».

— Сами они с комплексом провинциалов!

— Да, и мне нравится слово «провинция»! Есть в нём что-то милое, искреннее, гостеприимное. Я провинциал, и не стыжусь этого. Родился на Курильских островах, на острове Кунашир, где после войны служил мой отец. Жил везде, куда бы его ни командировали, в маленьких городках Украины – Полтава, Кременчуг. Ведь в России две столицы, остальное – провинция. И ментальность у моих земляков такая: «Это же было в Москве!!! Это было в Питере!!!» Так рассуждают в Казани, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах...

— Москвичи и петербуржцы ничем не лучше остальных – ни умнее и ни талантливее. Просто они родились и живут в столицах. Не место красит человека, а наоборот, верно?

— Вот и мы хотим украсить Елабугу фестивалем. Хотя место само по себе дивное! Город чудом сохранил облик купеческой провинции первой половины XIX века. Россияне путешествуют за границу, а красот родной земли не знают… В гражданскую войну местные жители встали на сторону белых, поэтому советская власть махнула рукой на Елабугу, в брежневские времена строительство там не велось, благодаря чему город и сохранил свою первозданность! Местные жители превратили город в музей под открытым небом. Каждый дом – памятник архитектуры. Увы, большинству образованных людей Елабуга известна лишь в связи с жуткой кончиной Марины Цветаевой. Но это не только место паломничества филологов к её могиле! На берегу Шишкинских прудов раскинулась усадьба отца знаменитого русского художника Ивана Шишкина, который служил в Елабуге градоначальником. Интересны Дом-музей Ивана Шишкина с его редкими офортами и Музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой. В Елабуге много любопытного. На цветущих летом Шишкинских прудах мы и проведём фестиваль. Построят эстраду и амфитеатр – зрительские ряды вместимостью до 3 000 мест, крытые на случай дождя. Выступят Юрий Башмет, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Александр Князев, Татьяна и Сергей Никитины – это же звёздный состав для Елабуги!

— Да не только для Елабуги… Какая там численность населения? Надеетесь собирать по 3 000 зрителей каждый вечер?!

— Публика приедет из близлежащих Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска. Хотелось бы, чтобы в Елабугу совершили хадж москвичи и остальные россияне, осмотрели город-музей и послушали популярную классику. В будущем мы надеемся охватить разные виды искусства и сделать фестиваль для всех – любителей литературы, живописи, истории, архитектуры. Елабуга в этом смысле обладает огромным потенциалом.

— Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск – города рабочих, строителей, сталеваров, металлургов, нефтяников, шахтёров… Они интересуются классической музыкой?

— Первое время у нашего оркестра были сумасшедшие аншлаги! Город Набережные Челны возводили не только рабочие и строители, но и те, кто относится к инженерному корпусу – научной и технической интеллигенции. Москвичи, выпускники столичных вузов, привыкшие к цивилизованной жизни, вдруг попали... в абсолютный культурный вакуум. Конечно, у них была острая потребность ходить на концерты. Эти люди и стали нашей основной зрительской аудиторией. Потом мы начали регулярно давать бесплатные концерты для рабочих КАМАЗа в благодарность за то, что корпорация поддерживает нас финансами. Если бы не КАМАЗ, оркестра давно бы не было! Постепенно взрастили свою публику. Теперь концерты посещают уже несколько поколений: дети и даже внуки наших первых слушателей. Даём воскресные концерты для детей и выезжаем в ближайшие городки, откуда тоже приезжают зрители. Наш Органный зал в Набережных Челнах рассчитан на 800 мест, и публика ждёт наших концертов.

В Рахманиновском зале в Москве


— Какую репертуарную политику вы ведёте? Каким образом заманиваете слушателей в зал?

— Весь репертуар камерного оркестра невелик: его можно переиграть, пожалуй, лет за пять... В основном музыка эпохи барокко – Бах, Вивальди, Гендель, Корелли. Дивертисменты Моцарта и его «Маленькая ночная серенада», немного сочинений у Гайдна и его современников, романтиков и современных авторов. Всё! Что делать, если ты играешь 30 лет?.. Репертуар даже самых знаменитых отечественных камерных оркестров узок: играют одно и то же. Я решил расширить репертуар собственными транскрипциями. Выиграть в конкурентной борьбе у других камерных оркестров можно только благодаря уникальному репертуару и интерпретациям. Возможно, моё заявление самонадеянно, но осмелюсь сказать, что ни у одного камерного оркестра России нет такого разнообразного репертуара. Я сделал огромное количество транскрипций. Создал целую антологию скрипичных пьес и всех знаковых произведений для скрипки и камерного оркестра. Фортепианные аккомпанементы переложил для струнного оркестра, что позволяет мне приглашать известных скрипачей. Они лишь говорят, что именно хотели бы исполнить – «Поэму» Шоссона или скрипичные пьесы П.И. Чайковского. Кстати, многие оркестры играют мои переложения пьес Петра Ильича, но редко указывают это, а иногда даже выдают за свои. Когда-то по доброте душевной я дарил ноты, теперь так не делаю…

Игорь Лерман с Борисом Березовским. Ноябрь 2017


С Борисом Березовским мы впервые сыграли транскрипцию фортепианного Концерта № 3 Бетховена для камерного оркестра. Возможно, моя версия выглядит пародией рядом с бетховенским оригиналом, зато... эта работа позволила мне познакомиться с великим пианистом. Потом я преобразовал квинтет «Форель» Шуберта в миниатюрную симфонию для фортепиано и струнных. Борису так понравилось, что мы стали регулярно играть вместе. А когда я сделал ещё и переложение известного фортепианного квинтета Брамса op. 34, то у нас с пианистом началась не только музыкантская, но и человеческая дружба.

Мною подготовлены транскрипции множества произведений, в оригинале написанных для фортепиано: например, цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, ставший знаменитым во всём мире благодаря переложению Равеля для большого симфонического оркестра. Я сделал версию для камерного оркестра, и она производит впечатление на публику, где бы мы ни играли.

— Так ведь Борис в ноябре играл с вами «Картинки с выставки» в Набережных Челнах!

— Да, «на бис». Говорю: «Давай, ты сыграешь одну пьесу Мусоргского на фортепиано, а оркестр – другую из этого цикла». И мы устроили джем-сейшн, исполнительский пинг-понг. Когда в музыкантах просыпается кураж, публика в восторге! На фестивале «Летние вечера в Елабуге» мы с Березовским сделаем подобное: он сыграет фортепианные пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, а наш коллектив – другие пьесы цикла в моей оркестровке.

— Как вы научились делать транскрипции? В консерватории? Или жизнь заставила?

— Скорее, последнее: так хотелось многое поиграть! Не повторять же всю жизнь дивертисменты Моцарта… Транскрипция сродни интерпретации, новому прочтению произведения. В каждую транскрипцию вкладываю частицу своего «я». Конечно, наглость с моей стороны привносить в сочинения Чайковского, Сен-Санса, Мусоргского собственный нотный текст: кто я, и кто эти гении?! Стараюсь не нарушать замысел композитора. Исполнитель ведь тоже вносит в произведение свою индивидуальность! В моём случае это не только интерпретация, но ещё и внедрение в форму, изменение текста, где, как мне кажется, могло бы прозвучать интереснее. Возможно, это и безвкусица, но… я так слышу.

Игорь Лерман с Еленой Образцовой. Ноябрь 2017


— Кто из знаменитых солистов выступал с вашим оркестром?

— Огромное удовольствие я получил от работы со скрипачом Виктором Третьяковым. С нами солировал гениальный виолончелист Александр Князев, который теперь выступает и в качестве органиста. Кстати, в нашем Органном зале дважды в месяц проходят концерты органной музыки: играют гастролёры и местные органисты. Елена Образцова выступала с нами и восторженно отзывалась об оркестрантах. Осуществилась моя мечта помузицировать с Валентином Берлинским: легендарный виолончелист и руководитель квартета имени Бородина был моим кумиром. До него я знал, как играть с одним солистом – пианистом, скрипачом, виолончелистом, но как играть с квартетом?! И Берлинский назвал произведения, написанные для струнного квартета и камерного оркестра. Казалось бы, получается «масло масляное»: камерный оркестр – это же состав струнного квартета, только увеличенный численностью в каждой группе инструментов. Оказывается, есть такой жанр: участники квартета играют как солисты и иногда – тутти с оркестром. У Элгара есть изумительная «Интродукция и аллегро» для струнного квартета и оркестра, у Льва Книппера – «Радиф», пьеса в иранском стиле для квартета и струнного оркестра. Мы исполнили это с квартетом имени Бородина. Именно с нами состоялись одни из последних выступлений маэстро.

Игорь Лерман с Валентином Берлинским


Постепенно я начал расширять и эту репертуарную стезю: сделал антологию произведений для квартета и струнного оркестра, которой точно нет ни у одного камерного оркестра в мире! Благодаря такому репертуару я приглашаю квартеты: интересное сотрудничество сложилось с молодым квартетом имени Давида Ойстраха.

Мы дружны с Владимиром Спиваковым, и совместное выступление «Виртуозов Москвы» с нашим оркестром запомнилось публике. Конечно, тогда на подиуме царил Теодорыч! Спиваков и «Виртуозы» будут поздравлять нас 5 декабря с 30-летием, а юбилейный концертный сезон мы откроем 8 октября в Казани и 9 октября в Набережных Челнах, сыграем вместе с всемирно известным трубачом Сергеем Накаряковым.

Франц Шуберт. Исполняет Камерный оркестр Игоря Лермана


Фото предоставлены пресс-службой Камерного оркестра Игоря Лермана, город Набережные Челны, Республика Татарстан




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко


Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

26.11.2017 14:54


«Грезы любви»

Ноктюрн Ференца Листа, посвященный Каролине Витгенштейн

В феврале 1847 года Ференц Лист, знаменитый во всей Европе 36-летний пианист-виртуоз и композитор, давал концерты в Киеве. Одной из слушательниц на концерте в зале Киевского университета св. Владимира была Каролина Петровна Витгенштейн. 28-летняя женщина была женой князя Николая Сайн-Витгенштейна, однако брак этот был неудачным, и после рождения дочери Марии супруги уже несколько лет жили врозь.

08.11.2017 19:00, izbrannoe.com


И медные трубы

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации – гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

03.11.2017 00:45, Светлана Остужева


Медь дороже золота?

В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», – услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!

10.10.2017 15:00, Лилия Ященко


Пока я помню, я – живу

Два концерта-реквиема – посвященный жертвам геноцида армянского народа и в память погибших в Чернобыльской катастрофе – дал в конце апреля Российский национальный оркестр. Прославленный коллектив преобразил великую музыку в хранилище кода человеческой памяти.

02.05.2017 11:31, Виктория Пешкова


«Ты не радуйся, Дума, ты задумайся, Рада»

Новый альбом «Военный Храм» Василия К. и «Интеллигентов» – одно из самых прямых и последовательных антивоенных высказываний в современной русскоязычной музыке

Один из самых нетипичных для российской независимой сцены персонажей, выпускник Мурманского музыкального училища Василий К. в 90-е годы уехал в Швецию, где защитил диплом музыковеда по русскоязычной рок-музыке и много играл – и один, и с группой Kürten. Вернувшись в Россию в нулевые, собрал коллектив с самоироничным названием «Интеллигенты». Стал известен ценителям песен на русском языке благодаря самобытным текстам и разнообразию аранжировок в диапазоне от непричёсанного гитарного рока до психоделической танцевальной электроники. Параллельно Василий экспериментирует в области авангарда, записываясь с музыкантами со всего мира и скрещивая рок-н-ролл с атональной импровизацией. Прямая речь Василия – о войне, обществе, Европе, положении независимых исполнителей в цифровую эпоху и собственно о музыке – сложной и простой.

25.02.2017 16:00, Василий К., Евгений Механцев


Для прогрессивного человечества

Николай Луганский и Михаил Плетнёв исполнили Первый концерт Брамса и Десятую симфонию Шостаковича

Имена Николай Луганский и Михаил Плетнёв на афише — для слушателей верный знак прекрасного концерта, для организаторов — верный способ собрать полный зал. Так и было 15 февраля в Большом зале Консерватории: зал был совершенно полон — на ступеньках сидели не только студенты, но и люди, которые давно покинули студенческую скамью.

23.02.2017 19:00, Надежда Игнатьева






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.