25 апреляСреда

Человеческий капитал
  пятница, 31 мая 2013 года, 15:53

27 фантастических идей, ставших реальностью в 2012 году

Пока писатели-фантасты придумывают идеи, а британские ученые ищут пути их претворения в жизнь, истинные практики их просто осуществляют. 2012 год оказался довольно богат на реализацию некогда чисто умозрительных представлений о грядущем.

1. Парализованная женщина силой разума способна управлять своим робопротезом

В университете американского города Питтсбурга сотрудники отдела нейробиологии в течении 13 месяцев создавали роботизированную руку для 52-летней парализованной Джен Шойерманн (Jan Scheuermann). Женщине имплантировали в кору головного мозга два 96-канальных микроэлектрода. Уже на второй день Джен могла справиться с управлением «рукой», а через 13 месяцев владела ей словно настоящей биологической конечностью.

2. Военный робот смог распознавать и преодолевать препятствия

Сделаны следующие шаги по созданию самообучающегося кибернетического организма.

3. Генетически модифицированный шелк оказался прочнее стали

В университете Вайоминга ученые изменили выводок личинок шелкопряда и в результате получили шелк, который в весовом эквиваленте прочнее стали. Новый материал найдет применение в медицине и военных задачах.

4. ДНК смогли сфотографировать

Энцо ди Фабрицио из технологического института Генуи (Италия) с помощью электронного микроскопа сумел сфотографировать спираль ДНК.

5. Технология невидимости получила дальнейшее развитие

Канадская компания HyperStealth Biotechnology показала действующий прототип нового материала «Квантовый невидимка» (Quantum Stealth), который способен заставлять лучи света огибать людей и предметы без батареек, зеркал и видеокамер.

Научное знание традиционно распространяется через систему специализированных научных журналов. С развитием интернета значение этой системы снизилось; по сути, единственный смысл научных журналов заключается в их рецензируемости: опубликованные в приличных журналах статьи проверяют специалисты, это гарантирует состоятельность исследований.
Но это взгляд ученых, а для издателей журналы — это огромный и весьма прибыльный бизнес. Интересно, что интернет сделал его еще более выгодным: журналы не надо больше печатать, теперь можно просто продавать их электронные версии. Крупнейшее из издательств — голландское Elsevier, выпускающее более 2000 научных журналов, за последние пять лет увеличило прибыль в три раза, сейчас она исчисляется сотнями миллионов евро. Эти огромные суммы складываются в основном из подписок институтов и университетов, причем Elsevier заставляет академические организации приобретать не только нужные им издания, но целые наборы, естественно, за большие деньги.

6. Спрей для наращивания кожи

Компания Avita Medical разработала технологию ReCell для помощи пострадавшим от ожогов. У пациента берется небольшой кусочек кожи, измельчается и смешивается с ферментами, взятыми у свиней, после чего изготавливается спрей, который наносится на места ожогов. Частицы спрея расширяются, покрывая рану. Поскольку основа берется у самого пациента, риск отторжения нового кожного покрова минимален.

7. Джеймс Кэмерон достиг самой глубокой точки океана

Известный режиссер стал первым человеком, в одиночку достигшим дна Марианской впадины.

8. Стволовые клетки смогут увеличить срок жизни человека на 100 лет

Когда в институте регенеративной медицины пожилой мыши, чей жизненный цикл составляет 21 день, за несколько дней до предполагаемой смерти сделали инъекцию со стволовыми клетками молодой мыши, результат ошеломил ученых. Вместо отведенного природой срока подопытная мышь прожила 71 день. Сопоставляя с человеком, это как 80-летнему старику дать возможность дожить до 200 лет.

9. 3D-принтер напечатал дом за одну сессию

Созданный Энрико Дини принтер D-Shape способен напечатать двухэтажное строение со всеми комнатами, лестничными пролетами, трубами и перегородками, используя лишь песок и неорганический компаунд. Крепость полученного материала сопоставима с железобетоном, а внешне выглядит как мрамор. По скорости исполнения печать дома занимает по времени всего 25% от обычного периода постройки подобного рода сооружений.

10. Машинам без водителей разрешили ездить по улицам 3 американских штатов

Компания Google начала тестирование своих автомобилей без водителя в начале 2012 года. В мае регулирующие органы штата Невада разрешили бесконтрольную езду этих автомобилей по улицам. Затем к начинанию присоединились Флорида и Калифорния. За 300 тысяч машино-часов с ними произошли всего 2 аварии и только тогда, когда за рулем у них сидел человек.

11. «Вояджер 1» покинул пределы Солнечной системы

Межпланетная станция «Вояджер 1» была запущена в 1977 году и стала первым искусственным объектом, улетевшим за границу Солнечной системы

12. Вставлена первая напечатанная на 3D-принтере искусственная челюсть

Искусственная челюсть из титанового порошка с биокерамическим покрытием была создана для 83-летнего пациента. Это достижение открывает путь для создания с целью замены костей под индивидуальные нужды. Возможно, скоро таким же образом можно будет печатать и другие органы.

13. Обнаружена блуждающая планета

До 2012 года ученым были известны лишь планеты, вращающиеся вокруг звезд. Все изменило открытие небесного тела CFBDSIR2149. Обладая массой в 4 юпитерианских, это космическое образование было официально признано планетой, а не коричневым карликом, как считалось ранее.

14. Из эмбрионов вырастили невозможных в природе гибридов

Эксперименты по соединению шести отдельных эмбрионов в трех детенышей обезьянок-резусов завершились успехом. Эти исследования позволят лучше понять роль отдельных генов в формировании живых организмов и генных мутаций у человека.

Приставка «лже», к сожалению, появляется со временем у многих научных открытий. Существуют даже целые комиссии, разоблачающие лженауку и лжеученых. Конечно, никто не застрахован от ошибок в любой области знания. Другое дело, когда люди зарабатывают себе имя или деньги на заведомо ложной информации.

15. Искусственные листья будут вырабатывать электроэнергию

Использовав сравнительно недорогие исходные материалы, Даниель Носера (Daniel G. Nocera) впервые в мире сумел создать искусственные листья. Ячейки Носера имитируют процесс фотосинтеза настоящих листьев, но вырабатывают водород вместо кислорода. Этот водород затем можно аккумулировать в топливных элементах, предназначенных для выработки электричества в любых условиях.

16. Очки дополненной реальности Google сделают Интернет всеохватывающим

Очки-дисплеи дополненной реальности радикально изменят жизнь человека.

17. Был наконец-то экспериментально обнаружен бозон Хиггса

Летом представители международного исследовательского центра CERN подтвердили обнаружение частицы, которая по поведению совпадала с описанием бозона Хиггса. Это означает практическое подтверждение существования поля Хиггса, по свойствам напоминающее электромагнитное, но взаимодействующее с массой, а не магнитным полем.

18. Появление недорогих гибких солнечных панелей

Разработка стартапа Twin Creeks под названием «Гиперион» имеет цену вдвое ниже, чем у существующих солнечных панелей, и способна конкурировать с традиционной энергетикой. Стоимость за ватт в данном случае составляет около 40 центов США.

19. Открыта бриллиантовая планета

Международная группа исследователей открыла бриллиантовую экзопланету. При размере в пять раз больше Земли, масса этой планеты близка к массе Юпитера. Специфика расположения небесного тела в системе двойной звезды предполагает, что она состоит в основном из кристаллического углерода.

20. Глазной имплант вернул зрение слепым

В Великобритании двум слепым мужчинам в ходе восьмичасовой операции имплантировали искусственный глаз. Результаты оказались многообещающими. После многих лет слепоты оба пациента за несколько недель смогли различить очертания предметов и стали видеть цветные сны. Врачи надеются, что мозг пациентов со временем привыкнет к взаимодействию с искусственным глазом.

21. В Уэльсе все виды растений запрограммировали в баркоды

Национальный ботанический сад Уэльса составил базу данных о 1143 местных разновидностях растений, из которых запрограммировали 5700 баркодов. Так что теперь любой вид можно распознать по фотографии семян, корней, стеблей и пыльцы.

22. Впервые частный космический корабль пристыковался к МКС

Частная компания SpaceX успешно вывела на орбиту свой грузовой корабль Dragon, который состыковался с международной космической станцией.

23. Сверхгибкое стекло позволит создавать устройства с неплоскими экранами

Компания Corning, базирующаяся в Нью-Йорке, продемонстрировала на выставке в Бостоне прототип своего гибкого стекла с толщиной 0,05 мм.

24. Роботизированные экзоскелеты стали применять на практике

В NASA взяли на вооружение экзоскелет X1 Robotic Exoskeleton. При весе 26 кг в устройстве имеется 4 двигателя на суставах в дополнение к 6 пассивным суставам.

25. Человеческий мозг «взломали»

У подразделения Usenix Security Ассоциации продвинутых компьютерных систем есть группа исследователей, которые с помощью имеющихся технологий решили показать, насколько уязвим человеческий мозг. С помощью электроэнцефалографа и специального программного обеспечения они смогли считать реакцию возбужденных нейронов и как это влияет на активность мозга в случае распознавания человеком пин-кода кредитной карты или человеческого лица.

26. Открыта планета четырех солнц

Астрономы-любители обнаружили планету размером с Нептун, вращающуюся по близкой орбите вокруг двойной звезды, которая в свою очередь вращается вокруг пары других звезд. Ученые пытаются выяснить, как гравитационное поле столь сложной системы не вышибло из нее планету.

27. Microsoft запатентовала Holodeck

Согласно поданным на патент документам, Microsoft хочет вынести игровые впечатления за пределы одиночного экрана и сделать экраном все игровое помещение, включая мебель. Система позволяет корректировать изгибы предметов в комнате для имитации ровных и сложных поверхностей.

Источник: Перевод: Борис Сидюк, 3dnews.ru

Кнопка для отпугивания медведей

Как технологии усложняют нам жизнь и разделяют общество

Компьютеры были созданы для того, чтобы жизнь стала проще, а человек не чувствовал себя глупым, но на деле выходит совсем наоборот, хотя многие этого не замечают, считает дизайнер и программист Алан Купер. В своей книге «Психбольница в руках пациентов» он объясняет, почему при разработке большинства устройств — от смартфона до автомобильной сигнализации — о пользователях никто не думал. T&P опубликовали отрывок о том, как понятие «компьютерная грамотность» разделяет общество и почему на самом деле никто не обязан разбираться в технологиях, чтобы пользоваться микроволновкой или электронной почтой, и тем более получать «компьютерное образование», чтобы продолжать работать по специальности.

22.04.2018 16:00, theoryandpractice.ru

Может, проще перерезать провода?

Борьба с Telegram, заблокированным в России по решению суда, превратилась в эпическое сражение с интернетом в целом

Люди, к шестидесяти годам с трудом освоившие Word и Windows, пытаются отрезать от интернета поколение, которое в 14 лет самостоятельно собирало «на коленке» свой первый компьютер. Это главная характеристика нынешней ситуации вокруг решения запретить гражданам России пользоваться популярным сервисом Telegram.

18.04.2018 13:00, Иван Преображенский, rosbalt.ru

Адепты цифрового сопротивления

Как Рунет переживает блокировку Telegram

Блокировка Telegram коснулась более 15 миллионов IP-адресов, в том числе несколько миллионов адресов сервисов Amazon и Google. Представители около 60 компаний уже обратились к юристам международной правозащитной группы «Агора» за правовой помощью в связи с массовыми блокировками. А в соцсетях нарастает цифровое сопротивление: пользователи шутят над Роскомнадзором и активно повышают грамотность, массово устанавливая VPN. И рассуждают о будущем страны.

17.04.2018 22:57, Редакция "Частного корреспондента"

Предупрежден — значит, вооружен

Рассказываем, как обойти блокировку Telegram

Роскомнадзор принял решение о блокировке Telegram по итогам сегодняшнего заседания суда. Рассмотрение иска заняло ровно 18 минут. Первоначально юристы прогнозировали, что рассмотрение дела в первой и второй судебной инстанциях займет от трех до шести месяцев, после чего сервис может быть заблокирован в России. Однако Роскомнадзор решил действовать в специальном порядке: он подал ходатайство о немедленном исполнении судебного решения в случае удовлетворения искового заявления. Таким образом, оно вступит в силу уже сегодня.

13.04.2018 17:13, gubdaily.ru

В скафандре и без

Как готовили к полету первых космонавтов

Ровно 57 лет назад Юрий Гагарин совершил первый орбитальный полет и тем самым открыл дорогу космическим исследованиям. В честь этого публикуем уникальные снимки, на которых запечатлены тренировки космонавтов во времена, когда еще никто не покидал пределы Земли.

12.04.2018 03:00, Anne Dokuchaeva, theoryandpractice.ru

Маркетинг будущего

Виртуальная реальность, страх остаться в офлайне, digital-помощники

И другие тренды 2018 года по версии аналитического агентства The Future Today Institute. Все технологии, которые применяются в терапии, покупке автомобиля в салоне, пошиве одежды, написании музыки и разработке компьютерных игр.

10.04.2018 13:00, Emilia Gulieva, vc.ru

Музей агроэкологии и охраны окружающей среды имени Гребенникова

Репортаж из посёлка Краснообск

Сегодняшний наш репортаж – о музее агроэкологии и охраны окружающей среды имени В. С. Гребенникова. Пусть слегка скучное название учреждения вас не отпугивает – столь необычный музей, среди экспонатов которого – слепок ноги снежного человека, установка для телекинеза и огромная картина-панорама, еще поискать.

09.04.2018 16:00, Александр Матвеев, sibka.ru

Он, она и их гормональные всплески

История отношений с научным подстрочником

Любовь — чувство самое настоящее. Такое же настоящее, как голод, радость или боль. И, соответственно, как у всякого другого настоящего чувства, у любви есть не только чувственно переживаемая нами сторона, но и «обратная» — нейрофизиологическая. Со сравнительно недавнего времени мы можем рассказывать истории о любви, вооружившись уже не только способностью поэтически описывать феномены, данные нам в непосредственном опыте субъективности, но и сверяясь с результатами экспериментов нейрофизиологов, равно как с теориями психологов и эволюционных биологов. Например, вот так.

09.04.2018 13:00, Даниил Кузнецов, chrdk.ru

Бремя творцов

Получится ли у нас выжить в эпоху синтетической биологии?

Создание вируса с нуля сегодня становится вполне посильной задачей не только для специалистов в лабораториях, но и для энтузиастов-биохакеров с их гаражными исследованиями. Все это сулит огромные возможности и одновременно — труднооценимые опасности. Станут ли рукотворные биологические вирусы в недалеком будущем такой же обыденностью, как компьютерные в наши дни?

03.04.2018 16:00, Дмитрий Лебедев, chrdk.ru

Стереть всё

11 советов о том, как защитить свои данные в интернете

Интернет уже давно перестал быть забавным местом, где люди просто обмениваются гифками с котиками — сейчас это площадка, на которой торгуют вашими персональными данными. Издание The Guardian опубликовало советы о том, что следует сделать для защиты своей информации в эпоху, когда даже умный тостер может шпионить за вами. Вот что они рекомендуют.

03.04.2018 09:00, Вероника Елкина, rb.ru

Google отключила возможность использовать свой домен для обхода блокировок
Google изменила свою сетевую архитектуру, чтобы запретить использование своих доменов для обхода блокировок. Обновление заметили 13 апреля разработчики анонимайзера Tor, в Google подтвердили, что это так.
Дуров: Telegram может позволить себе роскошь не продаваться
Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров прокомментировал решение о блокировке сервиса, вынесенное сегодня Таганским судом Москвы.
В Англии умер физик Стивен Хокинг
Физик-теоретик, основоположник квантовой космологии и популяризатор науки Стивен Хокинг скончался в возрасте 76 лет в своем доме в Кембридже, сообщает 14 марта BBC News, ссылаясь на заявление детей ученого
В Еврейском музее и центре толерантности начнется выставка инноваций, которые изменили мир
На выставке посетители смогут взаимодействовать с современными интерактивными объектами, прослушать лекции о будущем технологий и принять участие в воркшопах по проектированию и прототипированию инноваций.
В Москве открыли вторую кольцевую линию метро
В Москве 26 февраля открыли первый участок Большой кольцевой линии метро, сообщается на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.