Даже недавние события быстро забываются, трактуются, искажаются, интерпретируются - и в результате в истории могут не остаться некоторые важные детали. Потому так важно рассказывать о том, чему мы становимся свидетелями, и что нам кажется примечательным.
Часть 1. Предвестники
Прежде, чем вспомнить события, начавшиеся с 4 декабря 2011 года, важно вспомнить и то, что к ним привело.
1. Опыт ненасильственного протеста
Большое число граждан получили опыт мирного ненасильственного протеста на Маршах несогласных, а потом и в акциях на Триумфальной (и на Днях гнева тоже). Важно понимать, что ради понуждения власти к закону эти люди не боялись выходить на улицу с реальным риском быть задержанными и арестованными, а возможно и избитыми полицией.
К этому моменту получил широкое распространение и опыт защитников Химкинского леса. В чем было их новаторство? Раньше чиновник, покушавшийся на сквер или историческое здание или землю посылал людей по судам - мол, судитесь, если не нравится. Защитники же Химлеса встали между пилой и защищаемым деревом и сами отправили вырубщиков за документами. В этой и подобных инициативных группах граждане тоже получили богатый опыт мирного сопротивления, в том числе при угрозе ареста и избиения бандитами.
2. Масштабные гражданские форумы Антиселигер и Последняя осень
Впервые удалось собрать представителей настолько разных политических сил, гражданских организаций и неравнодушных граждан для открытых дискуссий, дебатов, общения. Чрезвычайный интерес к данным событиям (например, часовые дебаты Навального, Каспарова и Немцова в записи смотрели десятки тысяч человек) показал, что атмосфера меняется.
3. Кампания "За любую партию, кроме партии жуликов и воров"
На Антиселигере впервые была представлена, а после дебатов с Немцовым и Каспаровым на Последней осени и принята многими кампания Алексея Навального с призывом голосовать на думских выборах "за любую партию, кроме партии жуликов и воров".
Это первое всероссийское действие, объединившее самых разных людей. В итоге даже в самых малых городах Единую Россию стали называть именно партией жуликов и воров.
Практический момент этой кампании - протест против нечестных выборов, а также снижение рейтинга "Единой России".
4. Наблюдение на выборах
И конечно протест был бы невозможен без наблюдателей, а в них впервые в политической истории страны стали массово записываться обычные люди. Для многих активистов последующего протестного года именно личное наблюдение на выборах стало толчком к изменениям в сторону активного протеста.
Наблюдатели сделали очевидным и бесспорным - выборы превратились в сплошное жульничество и честных выборов надо добиваться.
Часть 2. Важные детали
О тяжелом, но важном совещании 9 декабря.
Вначале о том, что известно.
4 декабря - день протеста тех, кто выборы бойкотировал. Нацболы собрали некоторое число протестующих на Триумфальной.
Наблюдатели этот вечер и ночь и утро бились на избирательных участках и выкладывали в сеть все новые свидетельства фальсификаций. Сам я вместе с независимым политиком Петром Милосердовым и ребятами из Демвыбора смог отследить и выловить карусели на избирательных участках.
Видео про Некрасовские карусели:
5 декабря - митинг на Чистых прудах.
Я был против стратегии "нах-нах", поэтому не планировал быть на этом митинге и когда начались известные события в них участия к сожалению не принимал. Насколько было ощущение - значительная часть пришедших туда были наблюдателями или теми, кто был возмущен всеми фактами фальсификаций, представленными людям.
Произошли первые массовые задержания людей, мирно возмущенных фальсификациями. Задержан автор и мотор кампании "за любую партию, кроме партии жуликов и воров" Алексей Навальный.
6 декабря
Власти продолжают совершать ошибки, перепрятывая задержанных, а особенно Навального. К нему не могут попасть адвокаты. Это все только злит людей. Украв выборы, теперь еще и судами откровенно манипулируют.
Вот лишь некоторые эпизоды:
Мама задержанного рядом с автозаком, где сидит ее сын:
Адвокат рассказывает о том, как прячут Навального:
И наконец когда дело дошло до судов - полиция не пускала свидетелей в суды!
Власть, испугавшись протеста 5 декабря, запустила старый план Суркова. На улицы начали собирать нашистов. Нашисты заняли Манежку и Триумфальную.
Манежка днем:
Триумфальная вечером:
Параллельно в город ввели войска и свезли полицию:
Это не испугало граждан и на Триумфальную вышло около 10 000 человек, из которых полтысячи было задержано, включая журналистов.
После этого нашисты разъехались по домам и больше не высовывались.
Теперь о том, что известно мало.
Начнем с того, что знаковых встреч в мэрии было две. О первой - ночной и кулуарной прекрасно описано в The New Times. Но была ведь и вторая.
К 8 числу ситуация выглядела сложно.
Напомню, что у оппозиции не было какого-то органа принятия решений. Был ряд движений и политических сил, но даже формального оргкомитета чего бы то ни было не было.
Была заявка на митинг на площадь Революции на 300 человек. Заявители - Митюшкина и Удальцова. Сергей Удальцов был задержан какое-то время. Навальный, по призыву которого многие пошли на выборы в том числе и наблюдателями, и кто мог претендовать на моральное лидерство - был за решеткой.
Вот показательное интервью Чириковой Дождю 8 декабря. Обратите внимание на некоторые важные фрагменты:
Зыгарь: Скажите, чем закончились ваши переговоры, и вообще, были ли у вас какие-то переговоры с московскими властями по поводу митинга в субботу? И если они закончились, то чем?
Чирикова: Вы знаете, в настоящий момент пока что эти переговоры идут. Их ведет жена Сережи Удальцова, Настя Удальцова. И вот у меня информация от нее из первых уст, которая сейчас активно транслируется в интернете. Дело в том, что была дезинформация со стороны мэрии, которая стала утверждать, что якобы организаторы митинга 10 декабря согласились на перенос митинга на Болотную площадь с площади Революции. Мы связались с Настей, Настя опровергает эту информацию. Она говорит что нет, организаторы этого не делали и продолжают стоять на том, или пусть организуют условия для проведения митинга на площади Революции (это физически возможно), или пусть переносят митинг на Манежную площадь, где достаточно места для большого количества людей.
Зыгарь: А почему Манежную? Чем вас привлекает Манежная, тем более, фактически в годовщину с прошлогодних событий на Манежной?
Чирикова: Нет, ну конечно это никак не связано с прошлогодними событиями. Это связано исключительно с географией этого места, потому что оно просто большое. У нас не так много, как ни удивительно, в Москве мест, где можно проводить такого рода мероприятия. Это просто связано с тем, что она физически большая. Конечно же, наши требования - я напоминаю, это же мирный митинг, - наши требования, они исключительно мирный характер носят. То есть, это не какие-то требования экстремистские, а мы требуем две вещи. Первое - отпустить политических заключенных, которых вот сейчас задержали за то, что они протестовали против фальсификации выборов. И второе - мы требуем, чтобы выборы провели повторно, потому что они были проведены с серьезными нарушениями. Собственно говоря, это все не так сложно. Я еще раз настаиваю на том, что организаторы митинга они очень беспокоятся о том, чтобы эти мероприятия 10 декабря прошли бескровно. Мои подруги, у которых дети, у которых маленькие дети, оставляют детей дома и идут на эти мероприятия. Я сама очень заинтересована в том, чтобы все прошло спокойно. И если будут какие-то провокации, то это все со стороны властей. Вот то, что сейчас они вытворяют - это их провокация.
Зыгарь: Евгения, а вы увязываете как-то этих два пункта? Перенос митинга в другое место и освобождение этих людей, которые сейчас задержаны?
Чирикова: Вот лично я увязываю. Это мое личное мнение.
Зыгарь: Это же разные ведомства этим занимаются.
Чирикова: Это разные вещи. Я хочу, чтобы люди понимали, что сейчас очень много, вот в связи с вот этой вот болтанкой в мэрии, то в одно место, то в другое место, сейчас у оппозиции много разных мыслей на эту тему. Вот лично мое мнение такое, что мы сейчас в такой ситуации, что за уступки какие-либо властям мы должны требовать взаимные уступки. Да, мы не твердолобы, пожалуйста. Мы готовы уступить, но будьте добры, завтра всех невинно задержанных людей отпустите, пожалуйста, на свободу. Тогда да, тогда можем в чем-то ужаться и уступить. Но это мое личное мнение.
Я не являюсь официальным организатором, то есть, я не подписывала этих заявок, поэтому, я просто не успела обсудить это мнение со своими товарищами, которые сейчас сидят, непосредственно, в мэрии. Я его успел обсудить только с Борей Немцовым, который тоже не является официальным организатором. Он просто как товарищ, с которым мне хотелось это просто обсудить. Боре эта идея понравилась. Но это не пока что какая-то идея, которую выдвигают. Вот то, что выдвигает Настя Удальцова, если перенос, то только Манежка, или в противном случае, организуйте безопасность на площади Революции, потому что это возможно. Как я замечу, что вы знаете, Болотная площадь физически неудобна, потому что она просто меньше, чем площадь Революции. Просто даже если посмотреть на нее непредвзятым взглядом, она просто маленькая.
Арно: Да, мы поняли. Как вы думаете, Жень, удастся ли сегодня мэрии и организаторам митинга придти к какому-то решению?
Чирикова: Вы знаете, на кону стоят очень серьезные события, то есть, это не просто митинг, это впервые в жизни нашей страны народ сплотился против «жуликов и воров». Спасибо большое Леше Навальному, который нас всех сплотил. Как жалко мне, что он находится за решеткой. Мне очень не хватает его совета. И я понимаю, что и мэрия понимает, что стоит на кону. И мы все понимаем, что стоит на кону. И мы понимаем, что мы на волоске от настоящих военных действий. Вот нам не хочется, чтобы это произошло. Поэтому я считаю, что власти вообще-то должны включить уже мозг и они не должны на нас давить. Потому что слишком много народу собралось против «жуликов и воров». Не надо на нас давить.
Как видим, к этому моменту мэрия уже начала распускать дезинформационные слухи о Болотной.
Как видим, организаторы искали возможности найти разумный компромисс, но отговорку про то, что якобы Болотная вместительнее центральных площадей города, находили нелепой.
Возникло и могло стать важным требование отпустить незаконно задержанных.
Как оказалось позже, были и другие переговоры (см. The New Times). Рыжков, Немцов и Пархоменко взяли на себя инициативу вести переговоры с мэрией и договорились о переносе митинга на Болотную.
Сообщение об этом взорвало соцсети и задело других организаторов и лидеров протеста, которые узнали и о переговорах и о таком решении из Твиттера.
И вот здесь началось самое интересное. С одной стороны огребли по полной все, что поленился из кабинета мэрии отправить в твиттер сообщение и спросить у людей, хотят ли они переноса и на каких условиях. С другой стороны в соцсетях люди начали активно подтверждать свое участие в митинге на Болотной (напомню, голосования не было, владельцы аккаунта на Фейсбуке просто переименовали площадь революции на Болотную) и стало ясно, что народ выбирает пусть и некорректно согласованный, но этот вариант. А значит должны были принять волю людей и лидеры протеста, не вовлеченные в спорные переговоры в мэрии.
Теперь оставалось самое сложное:
1. Объединиться очень разным людям - организаторам акции
2. Найти выход и защиту для тех, кто придет на площадь Революции
Днем 9 декабря в одном из офисов в центре Москвы собрались люди, изрядно покритиковавшие друг друга накануне, плюс кое-кто был изрядно пропесочен народом в сети: Митюшкина, Удальцова, Немцов, Рыжков, Чирикова, Царьков, Рыклин, Лев Пономарев, Ляскин, Шнейдер и еще кто-то из Левого фронта - сейчас не помню.
На столе лежала та самая бумага - официальный ответ из мэрии с согласием на митинг на Болотной (вместо пл. Революции). Эта бумага уже была вывешена в сети и поэтому СМИ начали активно зазывать на Болотную.
Атмосфера была сложная, эмоции бурлили у всех, но все их старательно сдерживали.
Важный момент, который обсуждали - принудить мэрию к возможности пройтись шествием по центру Москвы. Мол, раз уж не площадь Революции с минигом, то тогда через полстолицы с маршем. Эта идея всем понравилась.
Помню, как Настя Удальцова выводила рукой ответ заявителей на той бумаге из мэрии что-то вроде "согласны при условии возможности беспрепятственного шествия от площади Революции до Болотной" и в этот момент кто-то предложил - "напишем прошествовать, а не шествие - не прицепятся тогда" - так и написали.
Обговорили, что на площади Революции должен быть кто-то из организаторов, чтобы убедиться, что полиция дает людям спокойно пройти до Болотной. Вызвались Чирикова и Ляскин.
И дальше записали то самое обращение, которое просмотрело свыше ста тысяч человек:
Я до сих пор убежден, что если бы не именно этот день и не эта решимость ради общего дела перейти через эмоции - многого в нашем общем протесте бы не получилось. Сейчас мы как само собой разумеещееся воспринимаем и колонны разных политсил на больших акциях и соседство разных политических поколений (различающихся иногда очень серьезно) на одной трибуне. Но первый шаг подчиниться выбору людей и со своей стороны сделать все возможное для обеспечения единства - был сделан именно тогда.
Далее была очень трудная встреча в мэрии, на которой уже присутствовала и Митюшкина, и Удальцова, и Чирикова и на которой представителям мэрии пришлось принять условия организаторов. И впервые колонны должны были идти мимо Лубянки, Кремля, ЦИКа и Администрации Президента.
Теперь оставалось самое сложное - провести эту акцию 10 декабря.
Часть 3. 10 декабря изменило все
Больше года назад нельзя было спорить с мэрией по поводу маршрута шествия. Запрещали митинги. Вот кадры с Триумфальной:
Запрещали даже одиночные пикеты. Вот кадры с одиночных пикетов в защиту Лимонова, на которых были задержаны все лидеры Солидарности.
И не только в городе - разгоняли любые собрания даже в лесу:
Сегодня мы можем настаивать не просто на том, чтобы был митинг и марш, но и на том, что мы хотим его провести именно там, где запланировали (например, если протестуем против репрессий, то у Лубянки, а не где-нибудь в промзоне).
Но есть и куда более важные достижения, которые за этот год мы как-то позабыли. Придется их проговорить.
10 декабря
Площадь Революции была самым потенциально опасным местом этого дня. Никто точно не знал, как поведет себя полиция. К моменту сбора из организаторов на месте была Евгения Чирикова. Чуть позже подошел Лев Пономарев.
После переговоров с полицией милицейское начальство выделило мегафон, который тут же сломался.
За короткое время его работы Чирикова успела обратиться к людям и проинформировать их о том, что есть маршрут к Болотной площади - месту митинга. Колонны пошли.
Это был шикарный марш - по самому центру города, мимо Лубянки, рядом с ЦИКом и администрацией президента, и, наконец, мимо Кремля.
В какой-то момент неожиданно впереди откуда-то с боковой улицы влилась колонна анархоантифа. Я посмотрел назад - позади шли националисты. Зеленая колонна с Чириковой ровно между ними. "Сейчас будет драка" - подумал я. Вместо этого вопреки всем годам политической практики улиц и колонна антифа и колонна националистов дружно скандировали один лозунг - "Россия без Путина!".
Ровно в эту секунду, в этот момент я вздохнул с облегчением и подумал, что вот теперь с протестом все будет хорошо.
По ходу шествия были трудные моменты - приходилось убеждать полицию освободить полосу на мосту, где полицейские устроили давку, резко заузив проход.
Вот видео забытого марша:
Тысячи людей дошли с площади Революции до Болотной. Мы прошли к сцене, с которой организаторы (поручившие ей привести людей с площади Революции) Чирикову быстро спустили и долго не давали туда подняться. Несколько позже спустили со ступенек и лидера националистов Белова (Поткина). Неприятный момент своеобразной цензуры сцены позже сумеет разрешиться, но для меня запомнится надолго.
Меж тем Болотная площадь по-новому форматировала политическое пространство.
1. Националисты и левые, либералы стояли вместе на одной площади и не конфликтовали (все телодвижения провокаторов быстро гасились).
2. Обилие обычных граждан, не состоящих в политдвижениях, почти оглушало политических и доказывало, что не только традиционные политические движения теперь будут диктовать свою политическую волю.
3. Люди избрали намеренно мирный протест и всячески гасили провокаторов. Кричали "нет провокаторам", "туши фаеры" и прочие прекрасные тексты.
4. Митинг стал не местом агитации, а местом для дискуссий.
После митинга 10 декабря серьезная буря по теме цензуры сцены понудила организаторов провести голосование в интернете. И интернет выбрал для выступлений совсем не только тех, кто обычно выступал. В результате на Сахарова появилась и Собчак, появился и Кудрин.
И если Кудрин потом тихонечно отскакал в сторонку, то Собчак вовлеклась настолько, что уже воспринимается как один из лидеров протеста и заслуженно выбрана в КС.
Любопытно, что люди голосованием показали, что трибуна митинга это не место пропаганды, это место, где могут представлены разные точки зрения, разные идеи. Другое дело, что не все выступавшие воспользовались шансом представить свою программу действий, но некоторые это делали, пробовали.
5. Понуждение организаторов к открытости
Произошло и еще невиданное - люди захотели знать, как организуют митинги. Переговоры в мэрии по ночам больше не устраивали. Так состоялось невиданное собрание, где за одним столом были очень удивительные люди. Пусть то собрание и было шумным - но без него не было бы ни последующих митингов, ни избранного КС:
И вот уже, спустя год - все это - и открытость, и левые-правые вместе, и мирный протест - все это мы воспринимаем как как должное. Меж тем, если бы не 10 декабря - ничего бы этого не было.
после 10 декабря
После 10-го за год произошло многое.
Появились дежурства у спецприемника:
Было памятное ночное освобождение Навального (которого буквально перевозили с места на место, но так спрятать и не смогли):
Был прекрасный митинг на Сахарова (полное видео всех выступлений есть у меня на видеоканале).
И в общем вроде бы все шло неплохо, пока не начали совершаться ошибки. Об успехах и об ошибках года митингов - в заключительном посте про минувший год протеста.
Источник: oleg-kozyrev.livejournal.com
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Трамп хочет создать цифровую медиа империю, чтобы отомстить Fox News.
Об этом проигравший выборы американский президент заявил своим сторонникам. - «Власть допустила ошибку, когда начала стрелять».
- Протесты по всей стране.
Как народ Беларуси отреагировал на результаты выборов . - The Washington Post (США): Лукашенко надеется в шестой раз победить на выборах благодаря отработанной тактике.
- Долгожданное меньшинство.
Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии. - Непопулярные мысли вслух.
- Не надо бояться перемен!
- Президент из телевизора.
Владимир Зеленский победил на выборах в Украине. - Украинская дискуссия.
Как обсуждались дебаты Порошенко и Зеленого. - Эффект Трампа?
В первом туре победил «человек из телевизора».